|
Великая Хартия Европейских Университетов
(Болонья, 18 сентября 1988 г.)
Преамбула
Ректоры европейских университетов, собравшись в Болонье по случаю 9-го
столетия старейшего университета, за четыре года до окончательного упразднения
границ внутри европейского сообщества и в перспективе расширенного
сотрудничества между всеми европейскими народами, считая, что народы и
государства должны сейчас, более чем когда-либо, осознавать роль, которую
университеты призваны сыграть в обществе, которое изменяется и
интернационализируется, считают, принимая эту Хартию:
- что будущее человечества в момент завершения этого тысячелетия зависит в
значительной мере от культурного, научного и технического развития, которое
формируется в центрах культуры, знаний и исследований, которые стали
подлинными университетами;
- что задача распространения знаний, которую университет должен выполнить по
отношению к новым поколениям, требует сегодня, чтобы она распространялась на
все общество в целом, чье культурное, социальное и экономическое будущее
требует, в частности, значительных усилий и затрат на непрерывное образование;
- что университет должен обеспечить будущим поколениям такое образование и
такую подготовку, которые позволят им внести свой вклад в соблюдение великого
равновесия окружающей среды и самой жизни.
Они провозглашают перед
государствами и совестью народов фундаментальные принципы, которые должны
поддерживать в настоящем и будущем призвание университета.
Фундаментальные принципы
- Университет, будучи в сердце различно организованных обществ в силу
разнообразных географических условий и различий исторического развития,
является автономным учреждением, которое критическим образом создает и
распространяет культуру через научные исследования и образование. Чтобы
адекватно реагировать на нужды современного мира, он должен иметь моральную и
интеллектуальную независимость по отношению к любой политической и
экономической власти, реализуя свою деятельность в области исследований и
образования.
- В университетах педагогическая деятельность неотделима от
исследовательской деятельности для того, чтобы образование было бы в состоянии
следовать за эволюцией потребностей, таких как требования общества и научных
знаний.
- Свобода исследований, образования и подготовки, будучи фундаментальным
принципом жизни университетов, должна быть гарантирована как государственными
властями, так и университетами, каждым в своей области компетенции. Отвергая
нетерпимость и поддерживая открытый непрерывный диалог, университет является
привилегированным местом встречи между преподавателями, обладающими
возможностями передачи знаний и средствами их развития через исследования и
нововведения, и студентами, имеющими право, волю и способность обогащения
знаниями.
- Хранитель традиции европейского гуманизма, но с постоянной заботой о
достижении глобального знания, университет для выполнения своих задач
отвергает всякие географические и политические границы и утверждает
настоятельную необходимость взаимного познания и взаимодействия культур.
Средства
Реализация этих задач, в рамках сходных принципов, требует эффективных
средств и, следовательно, адаптированных к современному положению.
- Чтобы защитить свободу исследований и образования, членам университетского
сообщества в целом должны быть предоставлены соответствующие средства и
благоприятные возможности.
- Подбор преподавателей также, как и регламентация их статуса, должны
основываться на принципе единства исследовательской и педагогической
деятельности.
- Каждый университет должен гарантировать своим студентам, соблюдая
специфику ситуаций, защиту свобод и условия, необходимы для использования
достижений в области науки и образования, так как овладение этими достижениями
является их главной целью.
- Университеты и, в частности, европейские университеты, рассматривают
взаимный обмен информацией и документацией, как и умножение совместных научных
проектов, фундаментальные средства непрерывного прогресса знаний.
Поэтому, как и в ранний период своей истории, они поддерживают мобильность
преподавателей и студентов и считают, что общая политика эквивалентности в
области статусов, степеней, экзаменов (при сохранении национальных дипломов) и
назначения стипендий, составляет основной инструмент, гарантирующий
осуществление их современных задач.
Нижеподписавшиеся ректоры от имени своих
университетов, обязуются сделать все для того, чтобы каждое государство и
соответствующие национальные организации могли бы постоянно руководствоваться
положениями этой Хартии, выражающей единогласную автономную волю университетов.
Подписи 250 ректоров университетов различных стран мира, присутствовавших на
праздновании 900-летия Университета Болонъи.
наверх
Смотрите также:
|  |