На титульную страницу

О центре

Сети ENIC-NARIC

О Сетях ENIC-NARIC

Участники и Партнеры Сетей

Заявление и другие документы Сетей


Международно-правовые основы осуществления признания документов об образовании

Европейская Культурная Конвенция

Конвенции ЮНЕСКО

Совместная (Лиссабонская) конвенция Совета Европы и ЮНЕСКО по признанию

Болонский процесс

Многосторонние и двусторонние соглашения

Другие международно-правовые акты


Правовые основы признания образования и (или) квалификации

Федеральный закон
"Об образовании в Российской Федерации"

Рособрнадзор: основные функции

Постановления, приказы и положения

Положение о государственной аккредитации

Признание иностранного образования и (или) квалификаций в Российской Федерации

Признание иностранных квалификаций в РУДН

Подтверждение документов об образовании. Апостиль, консульская легализация


Российское образование

Федеральные органы управления

Государственный контроль качества образования

Система российского образования
Описание

Схема

Образцы документов об
образовании и дипломов

Статистика СП и ВП образования


Аккредитованные вузы и ссузы РФ

Публикации

Конференции, международные семинары и рабочие группы

English
   
>> Международно-правовая основа осуществления признания документов об образовании | Болонский процесс | ...



Совет Европы/ЮНЕСКО-СЕПЕС, Европейская Комиссия
DGIV/EDU/HE 01 rev. Strasbourg, 14 April 2003
10-е совместное заседание Сетей ENIC/NARIC

Вадуц, Лихтенштейн, 18-20 Мая 2003 г.


Решение проблем признания в Болонском процессе



Рабочая группа Европейских Сетей ENIС/NARIC(1) по проблемам признания в Болонском процессе была создана с целью обеспечить правильное применение знаний и опыта Сетей в Болонском процессе. Целью работы группы явилось выявление вопросов признания в Болонском процессе, которые еще не получили решения и внести предложения, которые могли бы быть учтены при подготовке Академического Конвента в Саламанке и Совещания министров образования в Праге в 2001 г. Представленный документ рассматривает проблемы признания как стартовые в развитии Болонского процесса. Он нацелен на выявление ключевых аспектов, которые следует включить в развитие политики признания в соответствии с формированием Европейской зоны высшего образования, а также направлений, в которых различные участники, в первую очередь Сети ENIС/NARIC, могут сделать эффективный вклад. Обзор ключевых аспектов предварен краткой презентацией Сетей ENIС/NARIC и тех важнейших достижений в признании квалификаций, которые были получены за последние годы.

Исходная позиция: достижения в осуществлении признания

Чтобы смотреть в будущее, полезно бросить краткий взгляд в прошлое. Существенный прогресс достигнут в деле совершенствования процесса признания за последние приблизительно 15 лет. Важные достижения включают следующие элементы:

Лиссабонская конвенция о признании Совета Европы и ЮНЕСКО предусматривает целостную структуру по осуществлению признания квалификаций в Европейском регионе. Она заменяет целый ряд предшествующих, но устаревших к настоящему времени конвенций и создает современную правовую структуру.

Европейские директивы 89/48/EEC и 92/51/EEC предусматривают структуру для признания квалификаций, дающих доступ к регулируемым профессиям в странах Европейского Союза и Европейской экономической зоны.

Приложение к Диплому, разработанное совместно Европейской Комиссией, Советом Европы и ЮНЕСКО, является форматом для описания индивидуальных квалификаций, облегчающий проведение их оценки и принятия решений по допуску к последующим уровням. Приложение к Диплому помогает идентифицировать квалификацию в пределах той системы образования, к которой она принадлежит.

Европейская система трансферта учебных кредитов (ECTS), разработанная Европейской Комиссией, облегчает трансферт учебных кредитов, полученных в течение периодов обучения за границей в образовательные программы собственных вузов таким образом, что студенты не имеют потерь фрагментов учебной работы, выполненной в зарубежном вузе.

Сети ENIC и NARIC обеспечивают важный форум по развитию общеевропейской политики и практики в сфере признания, а так же сотрудничества между индивидуальными национальными информационными центрами. Эти две сети тесно сотрудничают и проводят ежегодные встречи так же, как и совместные заседания Бюро ENIC и Консультативного органа NARIC. Сеть ENIC также выполняет установленную законом функцию в выполнении Лиссабонской конвенции о признании. Сеть NARIC охватывает страны Европейского Союза и Европейской экономической зоны, а также Ассоциированные страны. Сеть ENIC охватывает все NARIC, а так же стороны Европейской культурной конвенции (Совет Европы), членов Региона Европы ЮНЕСКО, стороны Лиссабонской конвенции о признании и/или стороны Региональной конвенции ЮНЕСКО. Поэтому сеть ENIC охватывает все страны Европы, а также Австралию, Канаду, Израиль и Соединенные Штаты Америки. В то время как академическое признание - главная область деятельности обеих Сетей, многие подразделения NARIC также функционируют как опорные пункты исполнения Директив ЕС по профессиональному признанию.

Рекомендации по международным квалификациям, прежде всего разработанные ЮНЕСКО и принятые Комитетом Лиссабонской конвенции о признании в июне 1999, облегчают признание школьных выпускных квалификаций, не принадлежащих национальной системе образования с целью доступа к высшему образованию.

Две важные инициативы касаются также процесса подготовки проекта Кодекса целесообразной практики в обеспечении транснационального образования и проекта Рекомендаций по критериям и процедурам оценки иностранных квалификаций и периодов обучения. Есть надежда, что оба текста могут быть представлены Комитету Лиссабонской конвенции о признании для принятия в 2001 году (2).

Ряд других Рабочих групп ENIC работало над определенными проблемами признания. В дополнение к тем, которые сводились к предложениям о стандартном урегулировании текстов, таким как транснациональное образование или критерии и процедура, они включают рабочие группы по признанию между Европой и США, Российскому образованию, признанию квалификаций беженцев и специальной группы NEED. Последняя в начале 1990-ых активно разрабатывала первый краткий обзор систем образования и квалификаций стран Центральной и Восточной Европы, в которых после политических изменений стало возможным общеевропейское сотрудничество в этой области.

Профессиональная секция европейской ассоциации по международному образованию (ACE) (3), членами которой являются представители индивидуальных ENIC и NARIC, а также специалисты по оценке документов об образовании в учреждениях высшего образования. Она вносит вклад в развитие политики и практики, в обучении специалистов по оценке документов об образовании европейским стандартам и практике.

Многосторонняя программа PHARE - и в отношении признания и в отношении гарантии качества - вносит вклад в развивающуюся практику признания в странах PHARE, и развивает национальные информационные центры в этих странах. Усилия, приложенные в отношении распространения стандартов этих двух направлений внесли вклад в установление сотрудничества между специалистами по признанию и обеспечению качества образования.

Важные события имели место на региональном и национальном уровне, в осуществлении политики и практики признания, и не в последнюю очередь в подготовке специалистов по оценке документов. Например, во многих странах проводились национальные семинары в целях обучения и широкого обсуждения проблем. В другом примере, Эстония, Латвия и Литва заключили региональное соглашение по признанию, основанное на принципах Лиссабонской конвенции по вопросам признания. В Северных странах сотрудничество в области признания реализуется на основе Сигтунском соглашении 1975 года, через сотрудничество в структуре Совета министров Северных стран непосредственно между министерствами образования и через Северную ассоциацию университетских администраторов.

Важные достижения также имеются на институциональном уровне, в развитии совместных программ по достижению степеней/квалификаций, когда студенты получают элементы своих степеней в двух или более учреждениях. Институциональные соглашения, которые формируют базис этих программ, представляют очень конкретную форму признания.

Все вышеперечисленные достижения внесли свой вклад и частично кодифицировали возможно наиболее важное для всех событие: изменение отношения к признанию. Вместо проведения детальных сравнений перечней учебных планов и содержания программ оценка иностранных квалификаций стремится определить сопоставим ли уровень навыков и компетентности заявителей, с тем какой они имели бы, если бы получили степень/квалификацию в собственной стране. Это изменение отражено также лингвистически, здесь идет речь не столько об эквивалентности, сколько именно о признании.


Путь в будущее

В то время как многое уже достигнуто, многое еще должно быть сделано. Ниже будет сформулирован ряд соображений и вопросов, возможные действия будут предложены как способ выполнить описанные задачи.

Первый тезис:
правовая структура для осуществления признания в значительной степени создана. Основа этой структуры - Лиссабонская конвенция о признании Совета Европы/ЮНЕСКО и Директивы ЕС по признанию для профессиональных целей. Обсуждается вопрос, что мы достигли предела возможностей для правового обеспечения регулирования условий признания. Законодательство может только указывать, что может быть осуществлено или предписано. Выполнение, или, по крайней мере, предписание предполагает, что государства (4) или наднациональные органы (5) имеют минимальные полномочия в данном вопросе. Учреждения высшего образования действуют по вопросам академического признания в пределах установленной для них автономии. Так как они связаны общими правилами, существуют пределы прямого государственного влияния на решения в вопросах признания, принимаемые индивидуальными учебными заведениями. Новые явления, подобно транснациональному образованию или другим новым формам и типам образования, являются также все более и более важными, и некоторые из этих явлений не имеют однозначной территориальной юрисдикции. Не очевидно, что национальные или международные/европейские юридические полномочия являются достаточными для того, чтобы быть жизнеспособной формой регулирования таких явлений. В то время как международная правовая структура в значительной степени сформирована, может, тем не менее, возникнуть повод для пересмотра национального законодательства для приведения его в соответствие с международной правовой структурой, а также в связи с возможностью и желанием установления новых соглашений на региональном уровне.

Предлагаемые действия:

  • Страны в Европейском регионе, которые еще не сделали так, должны быть поощрены подписывать и ратифицировать Лиссабонскую конвенцию о признании Совета Европы/ЮНЕСКО;
  • Национальные власти должны быть поощрены пересмотреть их национальные законы относительно признания квалификаций, чтобы обеспечить совместимость с международной правовой структурой. В этом процессе они должны использовать сети ENIC и NARIC, как центры компетентности по вопросам признания, структур и квалификаций.
  • Национальные власти должны также быть поощрены к заключению региональных и/или предметных соглашений в соответствии с необходимостью. Такие соглашения могут быть полезны инструментами, конкретизации более общих условий Лиссабонской конвенции о признании и применения их между соседними странами. Такие соглашения не должны быть дискриминационными и основываться на осуществлении Европейской структуры, но на региональном уровне. Они не должны содержать условий, которые затрудняли бы признание квалификации, выданных за пределами данного региона, или быть основанных предметах или академических дисциплинах, отличных от установленных соглашениями.



Второй тезис:
будут необходимы непрерывные усилия, чтобы улучшить имплементацию правовой структуры
В то время как Европейская правовая структура по признанию - по существу действует, и мы близки к пределам того, что может быть достигнуто через законодательство, Европейская зона высшего образования может быть создана только путем непрерывных усилий по улучшению имплементации этой структуры посредством более широкой информации по проблемам признания (см. третий тезис, ниже), а также через множество других мер, в особенности через дальнейшее развитие стандартов и межвузовских соглашений и контактов.
Стандарты здесь должны пониматься как согласованные нормы проведения процедур, нежели гармонизации степеней и программ обучения, что противоречит Европейской традиции разнообразия. Эти стандарты вряд ли будут обязывающими правовыми инструментами, но это будут такие стандарты, которых страны или вузы смогут твердо придерживаться и осуществлять на добровольной основе, как например, рекомендации и кодексы целесообразной практики. Они могут быть вспомогательными текстами к Лиссабонской конвенции о признании или же могут быть разработаны в других контекстах. Они могут быть адресованы ко всем проблемам признания, или же быть разработаны для одной или небольшой группы академических дисциплин или направлений подготовки. В последнем случае, они должны быть достаточно гибкими, чтобы позволять кандидатам легко перемещаться не только между системами образования но также и между направлениями подготовки, чтобы облегчить переориентацию карьеры.
Даже если такие тексты не могут иметь формального юридического статуса, это не подразумевает, что они менее важны практически, так как могут иметь последствия для тех, кто их не придерживается. Например, одним из намерений "Кодекса целесообразной практики по предоставлению транснационального образования" является стремление ясно показать, что программы образования, которые не исполняют Кодекс, не будут получать признание вообще, но те программы, которые выполняют его, будут иметь некую гарантию того, что квалификации, которые присваиваются по их окончании, будут справедливо рассматриваться в целях признания. Здесь могут быть предусмотрены различные виды инструментов: от Рекомендаций, принятых Комитетом Лиссабонской конвенции, до кодексов целесообразной практики. Разумно предположить, что развитие целесообразной практики в различных областях признания может быть особенно важно в последующие годы, в области, в которой Сети ENIC и NARIC могут играть значительную роль.
Двойные и многосторонние программы получения степеней/квалификаций являются одним из важных достижений в области признания за прошедшее десятилетие. Организованные программы академической мобильности, такие как SOCRATES или NORDPLUS, также предполагают установление межвузовских соглашений по признанию. Что еще более важно, увеличится потребность в установленных соглашениях, особенно о признании периодов обучения. Это будет особенно значимо для признания в академических целях, но также будет косвенно иметь значение также для признания в профессиональных целях.
Важно подчеркнуть, что установленные межвузовские соглашения и целесообразная практика должны быть развиты в рамках Европейской правовой и структуры признания, каковой является Лиссабонская конвенция. Межвузовские соглашения должны рассматриваться как форма осуществления всей этой общей структуры. Они могут охватывать широкий диапазон дисциплин или быть основаны на направлениях подготовки. Приложение к Диплому, разработанное совместно Европейской комиссией, Советом Европы и ЮНЕСКО, и Европейская система трансферта учебных кредитов являются важными инструментами облегчения признания и трансферта кредитов и квалификаций между учреждениями высшего образования. Центры ENIC и NARIC могут обеспечивать ценную помощь и консультации относительно разработки межвузовских соглашений по признанию.

Предлагаемые действия:

  • Сети ENIC и NARIC, а также Комитет Лиссабонской конвенции должны обеспечить самый высокий приоритет имплементации Европейской правовой структуры по признанию квалификаций, распространению информации по правовой структуре, развитию и поощрению целесообразной практики. Сети ENIC и NARIC должны играть ту же самую роль на национальном уровне, в сотрудничестве с министерствами и учреждениями высшего образования;
  • В этом они должны и далее развивать европейские нормы, которые могли бы внести вклад в развитие целесообразной практики;
  • Сети ENIC и NARIC, как и национальные власти и учреждения высшего образования должны работать, чтобы внедрить Приложение к диплому;
  • Сети ENIC и NARIC так же, как национальные органы власти и учреждения высшего образования должны работать над внедрением Приложения к Диплому и Европейской системы трансферта учебных кредитов;
  • Сети ENIC и NARIC должны обеспечить помощь и консультации относительно разработки межвузовских соглашений по вопросам признания.

Третий тезис:
разнообразие систем высшего образования делает достоверную информацию все более и более важной для признания
Это имеет прямое отношение к развитию Европейского высшего образования. Болонская декларация предполагает два уровня квалификаций: соответствующие уровню бакалавра и соответствующие уровню магистра, а также минимальную продолжительность образования для каждого уровня. Это, однако, не должно быть понято как попытка к гармонизации. Скорее, разумно предположить, что Европейская зона высшего образования будет все еще характеризоваться ее разнообразием. Сегодня существует тенденция к созданию еще более специализированных программ и квалификаций. Это имеет много положительных сторон, но не облегчает их "читаемость", выражаясь языком Болонской декларации.
Поэтому есть потребность обеспечить системную структуру для этого разнообразия, и Болонская декларация предлагает одну из них. Сети ENIC и NARIC играют важную роль, оказывая помощь в развитии этой части структуры для Европейской зоны высшего образования и, как только структура была разработана и принята, в разработке модели и формата предоставления ясной и нужной информацией о самой структуре. Сети ENIC и NARIC должны разработать и внедрить Европейские стандарты или модели по предоставлению информации о системах высшего образования. В этом контексте, необходимо отметить, что разработанное Европейской Комиссией, Советом Европы и ЮНЕСКО-СЕПЕС Приложение к Диплому предоставляет формат для описания индивидуальных квалификаций. Поэтому особенно важно развивать форматы для описания систем высшего образования.
Полное внедрение Приложения к Диплому потребует больших усилий. Европейская Комиссия запускает проект для стран Европейского Союза и Европейской экономической зоны. Предполагалось, что внедрение этого проекта для всех "стран Болоньи" станет естественной частью Процесса, но это потребует выделения дополнительного финансирования.
Реформа систем высшего образования по двухуровневой модели, указанной в Болонской декларации, может привести к большей однородности терминологии. Эта терминология может, однако, скрывать существенные различия между системами в пределах общей структуры. Информация относительно таких остающихся различий будет важна для Сетей ENIC и NARIC. Эти различия не обязательно станут препятствием признанию, при условии, что различия не выражены в дискриминационных терминах, а скорее будут выражены различиями в акцентах или ориентации относительно тех же самых уровней квалификации.
Другой повод для беспокойства: как удостовериться, что предоставляемая информация своевременна и актуальна. Сеть ENIC создала Рабочую группу по электронной связи и информации, которая решает множество проблем, связанных с модернизацией и организацией информации так же, как и связями между учреждениями ENIC. Информация Сети ENIC в Интернете является еще одним важным шагом в этом направлении.

Предлагаемые действия:

  • Сети ENIC и NARIC должны оказать помощь в проектировании части структуры Европейской зоны высшего образования, относящейся к квалификациям;
  • Сети ENIC и NARIC должны предложить новые Европейские стандарты по предоставлению информации относительно систем высшего образования и квалификаций, чтобы сделать их более "удобочитаемыми";
  • В этом контексте сети ENIC и NARIC так же, как национальные власти и учреждения высшего образования должны продолжать работу по внедрению Приложения к Диплому.


Четвертый тезис:
признание становится все более и более важной проблемой для рынка труда. Можно выделить три различных вида признания:

  • Академическое признание;
  • Профессиональное признание де юре для доступа к регулируемым профессиям;
  • Профессиональное признание де факто для доступа к нерегулируемым сегментам рынка труда.

Однако главное различие существует между профессиональным признанием де юре (то есть признанием для доступа к регулируемым профессиям) и всеми другими формами признания. Рынок труда становится все более международным, из этого следует, что признание с целью доступа к нерегулируемой части рынка труда также приобретает большое значение. При такой оценке необходимо принимать во внимание не только формальные квалификации высшего образования, но также и компетентности, полученные посредством реального опыта работы. Такая оценка будет важна как для доступа к нерегулируемой части рынка труда, так и для желающих продолжить обучение в системе высшего образования с целью повышения квалификации на базе предыдущего высшего образования и реального опыта работы. Предприниматели будут все более нуждаться в надежной информации относительно иностранных квалификаций, в том числе получаемой посредством заключений (6) компетентных органов по признанию. Поэтому специалисты по оценке документов будут все чаще сталкиваться с проблемами профессионального признания де факто, потребует дальнейшего развития их навыков и, в некоторых случаях, изменения подходов. Сети ENIC и NARIC должны сыграть важную роль в предоставлении такой информацией, в обучении предпринимателей, представителей профессиональных органов (ассоциаций) и других партнеров по рынку труда методам работы по осуществлению признания, в выявлении их нужд и потребностей в отношении проблем признания.

Предлагаемые действия:

  • Сети ENIC и NARIC должны разработать методы, процедуры и описания, приспособленные к потребностям оценки квалификаций для нерегулируемой части рынка труда;
  • Сети ENIC и NARIC, а также национальные власти и индивидуальные национальные центры должны развивать контакты с предпринимателями, профессиональными органами (ассоциациями), и другими партнерами на рынке труда с тем, чтобы улучшать информацию и обучать решению проблем признания.

Пятый тезис:
будет увеличиваться количество заявлений о признании нетрадиционных видов обучения Это связано с изменениями методов передачи знаний и навыков - то есть к изменениям в обучении и изучении. Традиционная классная комната или университетский городок будут терять свое значение для образования. Все больше образования будет предоставляться через Интернет, посредством транснациональных формы образования, через комбинации традиционного и нетрадиционного обучения, через признание различных видов предшествующего обучения, включая обучение в процессе различных видов производственной деятельности. Многие виды нетрадиционного обучения будут предоставляться в различных временных масштабах. Все они объединяются ключевой концепцией "образование на протяжении всей жизни", охватывающей не только специально разработанные курсы для работающих лиц с высшим образованием, которые нуждаются в дальнейшем повышении квалификации и готовы платить за это. Пожизненное образование станет, скорее всего, хорошо интегрированной составляющей всей деятельности высшего образования. При этом возникает серьезный вопрос о том, разрабатывать ли отдельный набор квалификаций для нетрадиционного обучения, или включать нетрадиционное обучение в уже имеющуюся структуру квалификаций. При первом варианте развития возникает риск отнести нетрадиционное обучение ко второсортному, что приведет к неразрешимости вопросов его признания. При втором варианте возникает необходимость существенного переосмысления путей и возможностей получения дипломов/квалификаций и их признания. Концепция "образовательный путь" должна быть объединена с концепцией "образовательная программа". Целью такого объединения является построение альтернативных путей к обычному набору и к оценке этих квалификаций на основании оценки прочности навыков и компетентностей, невзирая на пути, посредством которых были получены эти квалификации.

Предлагаемые действия:

  • Национальные власти, а так же Совет Европы, ЮНЕСКО, Европейская комиссия и другие международные организации должны изучить возможности включения нетрадиционных путей получения дипломов/квалификаций (например, через пожизненные формы обучения) в пределах структуры Европейской зоны высшего образования;
  • Сети ENIC и NARIC должны разработать методы и процедуры оценки квалификаций, приобретенных альтернативными путями, с учетом прочности навыков и компетенций.

Шестой тезис:
будет увеличиваться число заявлений о признании квалификаций, полученных путем транснационального образования Транснациональное образование может рассматриваться как разновидность нетрадиционного образования. Однако, взрывной рост транснационального образования, а также тот факт, что эта форма независима от любой территориальной юрисдикции, вызывает необходимость отдельного рассмотрения транснационального образования. Франчайзинг программ высшего образования, офшерные организации в высшем образовании, виртуальное высшее образование через Интернет - лишь некоторые формы транснационального высшего образования. Это далеко не все примеры новых форм транснационального образования, которые, вероятно, еще будут пополняться новыми. Транснациональное образование предлагает новые возможности тем, кто не получил возможности обучаться по программам традиционного высшего образования. Существует, однако, значительная проблема в управлении качеством программ транснационального образования и в получении студентами адекватной и точной информации о транснациональных программах, на которые они могут поступить. Это в значительной степени связано с недостатками или непроработанностью данного направления в национальных законодательствах и в международном праве. Быстрое развитие связи и информационных технологий делает проблему территориальной юрисдикции даже более сложной, но, вероятно, менее актуальной. Сегодня информация о целесообразной практике и ее выполнение становятся более действенным фактором, нежели правовое регулирование для студентов и работодателей при выборе программ транснационального образования по их реальным достоинствам. ЮНЕСКО-СЕПЕС и Совет Европы разработали проект Кодекса целесообразной практики для транснационального образования. Проект Кодекса был одобрен Сетью ENIC на заседании в 2000 г. в Брюсселе и был принят Комитетом Лиссабонской конвенции о признании на заседании, проведенном в Риге 6 июня 2001.

Предлагаемые действия:

  • Комитет Лиссабонской конвенции о признании должен принять проект Кодекса целесообразной практики транснационального образования;
  • Сети ENIC и NARIC так же, как и национальные власти должны содействовать применению этого Кодекса и в особенности развивать способы обеспечения надежной информацией о транснациональных программах образования для студентов и работодателей.

Седьмой тезис:
больший акцент должен быть сделан оценке результатов обучения и компетентностей Явления, описанные в четвертом, пятом и шестом тезисах лежат в основе смещения акцентов на оценку результатов обучения и компетентности в большей степени, чем на пути получения квалификации/диплома. Нельзя сказать, что этому аспекту сегодня не придается внимания. Фактически мы уже являемся свидетелями серьезных сдвигов в этом направлении. Например, такая работа ведется в Нидерландах (проект ACCEPT голландского ENIC/NARIC), в Швеции и Великобритании. Проект The European Language Portfoliо, разработанный подразделением современных языков Совета Европы разработал методику для описания практических навыков в применении иностранных языков. Внедряемые версии ECTS, также, вероятно, будут делать больший акцент на результатах обучения. Однако, это развитие должно быть продолжено. Описание результатов обучения ассоциируется с более или менее традиционные цели учебного плана или образовательного процесса, в то время как компетентности описывают фактические навыки и профессиональные способности конкретного человека, независимо от того, были ли они приобретены через формальные программы образования, неформальное обучение или даже приобретены посредством практической деятельности. Методы и процедуры должны быть таковыми, чтобы они позволяли описывать результаты обучения и компетентности в сравнении. Акценты прошлого на продолжительности образования частично объясняются тем фактом, что длительность обучения (особенно когда она выражена в годах обучения, которые не являются единственная мерой продолжительности) понимается как легко измеримый и понятный объем учебной нагрузки. Это - не идеальный подход и он вызывает возражения. Вместе с тем, он широко используется и кажется аргументированным даже тем, чьи заявления о признании не удовлетворены полностью. Если мы будем продвигаться далее в направлении прямой оценки результатов обучения и компетентностей, тогда возникает необходимость разработки альтернативных стандартов.

Предлагаемые действия:

  • Национальные власти и учреждения высшего образования должны изучить возможности описания программ высшего образования и квалификаций таким образом, чтобы в них адекватно были выражены профессиональные компетентности, получаемые в результате обучения по программам;
  • Сети ENIC и NARIC, в сотрудничестве с национальными агентствами по качеству образования должны разработать международные стандарты для оценки и признания компетентностей, а также методов предоставления адекватной информации по этому аспекту.

Восьмой тезис:
взаимосвязь между признанием и оценкой качества/аккредитацией должна быть усилена Это является результатом растущего многообразия высшего образования. С расширением выбора форм высшего образования, многие из которых лежат вне границ традиционного государственного образования, потребность отличать образовательные программы по их качеству возрастает. Это, с одной стороны, задача самих студентов, имеющих право делать свой выбор на основе четкой информации, с другой стороны - работодателей и самих учреждений высшего образования, имеющих право на получение четкой информацию относительно квалификаций, представленных им для признания. Студенты рискуют затратить свое время и деньги на получение квалификаций/дипломов, которые, возможно, не будут признаны. Они должны быть информированы о вероятных последствиях их выбора. Предоставляемая информация, по крайней мере должна каким-то образом указывать на условия признания квалификаций. Таким образом, студенты, обучающиеся по:

  • образовательным программам, признанным национальной системой образования и компетентными властями конкретной страны;
  • образовательным программам предоставляемым в соответствии с международной целесообразной практикой;
  • образовательным программам, получившим оценку качества какими-то иными путями;
  • должны быть гарантированы, что их дипломы/квалификации будут признаны.


В странах ЕС недавно была создана Европейская сеть по оценке качества образования (ENQA). Это - очень позитивное направление развития. Необходимо способствовать налаживанию сотрудничества между Сетью ENQA и Сетями ENIC/NARIC. В то же время Сеть ENQA должна также расширить свое членство в странах, не входящих в ЕС. Предлагаемые действия:

  • Сети ENIC и NARIC должны стремиться к усилению сотрудничества с национальными агентствами по оценке качества образования и аккредитации;
  • Недавно созданная Европейская сеть по оценке качества образования (ENQA) должна расширить свое членство в странах, не входящих в ЕС.



Девятый тезис:
в некоторых странах Европы потребуются особые усилия В то время как почти все государства-участники Европейской культурной конвенции и/или члены Европейского региона ЮНЕСКО представлены в Сетях ENIC и NARIC, все же некоторых странах по различным причинам потребуются дополнительные усилия. В Болонской Декларации определенно указаны страны Юго-Восточной Европы, в которых Совет Европы, ЮНЕСКО, а также Европейская Комиссия проявляют особую активность. Сети ENIC и NARIC имеют опыт и экспертов, которые могут быть востребованы для нужд развивающейся политики и практики признания в тех областях, которые требуют специального внимания международного сообщества. Такие действия способны внести важный вклад в привлечение новых стран в Европейскую область высшего образования.

Предлагаемые действия:

  1. Сети ENIC и NARIC должны предпринять действия по оказанию содействия в развитии политики и практики признания в странах с особыми потребностями;
  2. такие действия должны включать проведение консультаций и оказание помощи национальным властям таких стран в организации и становлении национальных информационных центров по вопросам признания с тем, чтобы обеспечить ясную и надежную информацию об их системах образования.


Десятый тезис:
совершенствование политики признания будет способствовать укреплению внешнего потенциала Болонского Процесса Одна из заявленных целей Болонского Процесса состоит в том, чтобы сделать европейское высшее образование более конкурентоспособным по сравнению с другими регионами мира. Болонский Процесс уже привлек к себе большое внимание за пределами Европы, в частности, в Латинской Америке. Становление политики и процедуры признания при более ясных описаниях европейских систем образования и квалификаций поможет усилить международное влияние европейского высшего образования. В то же время, такая политика может послкжить моделью для других регионов мира. Поэтому меры, указанные в этом документе, могут послужить укреплению внешнего потенциала Болонского Процесса двумя способами: путем обеспечения большей прозрачности Европейского высшего образования, что, в свою очередь, принесет ему мировую известность, а также посредством оказания содействия странам других регионов мира в совершенствовании политики и практики признания. Это также принесет пользу европейскому высшему образованию с точки зрения облегчения признания европейских дипломов/квалификаций вне Европы. Сеть ENIC в этом смысле является особенно ценным инструментом по двум причинам: во-первых, Сеть охватывает и неевропейские страны; во-вторых, участники сети ENIC имеют возможность сотрудничать непосредственно с участниками подобных сетей ЮНЕСКО в других частях мира. Руководствуясь духом Болонской декларации, которая подчеркивает важность сотрудничества европейского высшего образования с высшим образованием других регионов мира, опыт Сетей ENIC и NARIC будет использован для разрешения проблем признания за пределами Европейской зоны высшего образования. В контексте Лиссабонской конвенции по признанию, взаимодействие с другими регионами ЮНЕСКО и региональными конвенциями также весьма важны. Такое взаимодействие может стать европейским вкладом в развитие сотрудничества.

Предлагаемые действия:

  • Сети ENIC и NARIC должны интенсифицировать усилия в предоставлении информации о европейских квалификациях в странах других регионов;
  • Сети ENIC и NARIC должны сотрудничать с другими странами мира, в особенности в рамках структуры ЮНЕСКО, с целью распространения их опыта по обеспечению признания квалификаций в Европе и оказания содействия в дальнейшем развитии политики и практики признания.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Справедливое признание дипломов/квалификаций и эффективные процедуры осуществления признания чрезвычайно важны для формирования Европейской зоны высшего образования. Сети ENIC и NARIC должны внести решающий вклад в достижение этой цели.




1) ENIC Network - Сеть национальных информационных центров по признанию и мобильности по эгидой Совета Европы и ЮНЕСКО-СЕПЕС. NARIC Network - Сеть национальных академических информационных центров Европейской Комиссии.

2) Рекомендации были приняты на Втором заседании Комитета Лиссабонской конвенции, Рига, 2001.

3) Administration officers and Credential Evaluators

4) Через функции центрального или региональных правительств (Часть II Лиссабонской конвенции о признании).

5) Такие как Европейский суд по правам человека

6) Не обязательно имеется в виду формальное решение о признании, но также и заключение экспертов об индивидуальных компетенциях, подтвержденных дипломом/квалификацией о высшем образовании

наверх


Смотрите также:

>>Великая Хартия Европейских Университетов



Отправить отзыв...