На титульную страницу

О центре

Сети ENIC-NARIC

О Сетях ENIC-NARIC

Участники и Партнеры Сетей

Заявление и другие документы Сетей


Международно-правовые основы осуществления признания документов об образовании

Европейская Культурная Конвенция

Конвенции ЮНЕСКО

Совместная (Лиссабонская) конвенция Совета Европы и ЮНЕСКО по признанию

Болонский процесс

Многосторонние и двусторонние соглашения

Другие международно-правовые акты


Правовые основы признания образования и (или) квалификации

Федеральный закон
"Об образовании в Российской Федерации"

Рособрнадзор: основные функции

Постановления, приказы и положения

Положение о государственной аккредитации

Признание иностранного образования и (или) квалификаций в Российской Федерации

Признание иностранных квалификаций в РУДН

Подтверждение документов об образовании. Апостиль, консульская легализация


Российское образование

Федеральные органы управления

Государственный контроль качества образования

Система российского образования
Описание

Схема

Образцы документов об
образовании и дипломов

Статистика СП и ВП образования


Аккредитованные вузы и ссузы РФ

Публикации

Конференции, международные семинары и рабочие группы

English
   
>> Наши публикации | «Болонский процесс» Большая Российская Энциклопедия. «БРЭ», М., 2005 . Т.2.

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС (БП), добровольное сотрудничество образовательных систем европейских стран, направленное на создание общего образовательного пространства. БП предполагает обеспечение благоприятных условий для максимально облегчённого передвижения учащихся и обладателей дипломов (квалификаций) в пределах общего пространства, углублённого взаимодействия между отдельными вузами в образовательной и исследовательской деятельности, дальнейшего расширения культурных и гуманитарных связей между участвующими странами, укрепления экономического сотрудничества на европейском континенте.

Идеи интеграции образования на европ. континенте зародились при подготовке Лиссабонской конвенции «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» (1997). Впервые они были включены в Совместную декларацию министров образования Великобритании, Германии, Италии и Франции о гармонизации европ. системы высшего образования (Париж, 25.5.1998).

На основе фундам. принципов, провозглашённых «Великой Хартией университетов» (Болонья, 18.9.1988), определены направления модернизации европ. высшего образования, изложенные в Болонской декларации от 19.6.1999, под которой подписались представители 29 государств. Одним из следствий Болонской декларации явилось широкое междунар. обсуждение задач и путей формирования к 2010 Европ. пространства высшего образования (ЕПВО). Были организованы междунар. рабочие группы, семинары и конференции, а также органы по практич. осуществлению БП. Предполагается, что после завершения создания в 2010 формальных рамок глубокого междунар. сотрудничества интеграция европ. образования в рамках БП будет продолжена на качественно новом уровне.

Болонская декларация провозгласила лозунг «Европа знаний» и сформулировала гл. цели и осн. направления формирования ЕПВО: введение нац. систем легко читаемых и сопоставимых степеней (квалификаций); переход на систему высшего образования, базирующуюся на трёх осн. уровнях (циклах): бакалавриат, магистратура и докторантура; принятие единой системы академич. кредитов (EСTS); обеспечение гарантированного качества образования за счёт усиления междунар. сотрудничества; разработка и принятие сравнимых критериев и методов контроля и оценки качества образования; внедрение Приложения к дипломам (квалификациям) единого образца; достижение безусловного признания университетами стран–участниц БП дипломов (квалификаций) и периодов обучения с использованием общепринятых методик оценки документов об образовании и механизмов принятия решения о признании; расширение студенческой мобильности; всемерное развитие института обучения в течение жизни; расширение автономных прав вузов, внедрение совр. институтского менеджмента; обеспечение привлекательности европ. образования для студентов др. стран и континентов.

РФ присоединилась к БП на конференции министров образования в Берлине в сент. 2003. В 2005 в БП участвовали 45 стран.

 

Лит.: Международно-правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях: Европейское образовательное пространство: От Лиссабонской конвенции о признании до Болонского процесса / Под ред. Г.А. Лукичева. М., 2004; Болонский процесс в вопросах и ответах. СПб., 2004; «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс / Гл. ред. А.Ю. Мельвиль. М., 2005; From Berlin to Bergen. General report of the Bologna follow-up group. Bergen, 2005.

 

Г.А. Лукичёв.



>> Наши публикации



Отправить отзыв...