|
>> Наши публикации | «Болонский процесс» Большая Российская Энциклопедия. «БРЭ», М., 2005 . Т.2.
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС (БП),
добровольное сотрудничество образовательных систем европейских стран,
направленное на создание общего образовательного пространства. БП
предполагает обеспечение благоприятных условий для максимально облегчённого
передвижения учащихся и обладателей дипломов (квалификаций) в пределах
общего пространства, углублённого взаимодействия между отдельными вузами в
образовательной и исследовательской деятельности, дальнейшего расширения
культурных и гуманитарных связей между участвующими странами, укрепления
экономического сотрудничества на европейском континенте.
Идеи
интеграции образования на европ. континенте зародились при подготовке
Лиссабонской конвенции «О признании квалификаций, относящихся к высшему
образованию в Европейском регионе» (1997). Впервые они были включены в
Совместную декларацию министров образования Великобритании, Германии, Италии
и Франции о гармонизации европ. системы высшего образования (Париж,
25.5.1998).
На основе фундам. принципов,
провозглашённых «Великой Хартией университетов» (Болонья, 18.9.1988),
определены направления модернизации европ. высшего образования, изложенные в
Болонской декларации от 19.6.1999, под которой подписались представители 29
государств. Одним из следствий Болонской декларации явилось широкое междунар.
обсуждение задач и путей формирования к 2010 Европ. пространства высшего
образования (ЕПВО). Были организованы междунар. рабочие группы, семинары и
конференции, а также органы по практич. осуществлению БП. Предполагается,
что после завершения создания в 2010 формальных рамок глубокого междунар.
сотрудничества интеграция европ. образования в рамках БП будет продолжена на
качественно новом уровне.
Болонская декларация
провозгласила лозунг «Европа знаний» и сформулировала гл. цели и осн.
направления формирования ЕПВО: введение нац. систем легко читаемых и
сопоставимых степеней (квалификаций); переход на систему высшего
образования, базирующуюся на трёх осн. уровнях (циклах): бакалавриат,
магистратура и докторантура; принятие единой системы академич. кредитов (EСTS);
обеспечение гарантированного качества образования за счёт усиления междунар.
сотрудничества; разработка и принятие сравнимых критериев и методов контроля
и оценки качества образования; внедрение Приложения к дипломам
(квалификациям) единого образца; достижение безусловного признания
университетами стран–участниц БП дипломов (квалификаций) и периодов обучения
с использованием общепринятых методик оценки документов об образовании и
механизмов принятия решения о признании; расширение студенческой
мобильности; всемерное развитие института обучения в течение жизни;
расширение автономных прав вузов, внедрение совр. институтского менеджмента;
обеспечение привлекательности европ. образования для студентов др. стран и
континентов.
РФ присоединилась к БП на конференции министров
образования в Берлине в сент. 2003. В 2005 в БП участвовали 45 стран.
Лит.:
Международно-правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в
образовании и исследованиях: Европейское образовательное пространство: От
Лиссабонской конвенции о признании до Болонского процесса / Под ред. Г.А.
Лукичева. М., 2004; Болонский
процесс в вопросах и ответах. СПб., 2004;
«Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский
процесс / Гл. ред. А.Ю.
Мельвиль. М., 2005; From
Berlin to Bergen. General report of the Bologna follow-up group.
Bergen, 2005.
Г.А. Лукичёв.
| |