|
ЗАЯВЛЕНИЕ СЕТЕЙ ENIC И NARIC1 О ЕВРОПЕЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
10-ое совместное заседание Сетей ENIC и NARIC
г. Вадуц (Лихтенштейн), 18-20 мая 2003г.
(ВАДУЦКОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ)
|
|
1. Сети ENIC и NARIC в декларации, принятой на ежегодной встрече в Вильнюсе в июне 1999 года, заявили о своей готовности и возможности содействовать Болонскому процессу. Сети определили базу для своей работы по содействию в создании Европейского пространства высшего образования в отчете Сети ENIC "О вопросах признания в Болонском процессе". Их работа по улучшению и облегчению признания квалификаций в Европе направлена на реализацию Совместной конвенции Совета Европы и ЮНЕСКО О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (Лиссабонская конвенция о признании), а в части признания профессиональных квалификаций - Директив Европейского Союза по профессиональному признанию.
2. В части правовой основы для признания, Сети ENIC и NARIC сыграли важную роль в подготовке созданного ЮНЕСКО и Советом Европы Кодекса профессиональной практики в предоставлении транснационального образования и Рекомендаций по критериям и процедурам оценки иностранных квалификаций. Оба этих документа были приняты Комитетом Лиссабонской конвенции о признании в 2001 году. В ходе их заседания 2003 года Сети рассмотрели проект Рекомендаций по признанию совместных степеней, который должен быть передан на рассмотрение Комитета конвенции в 2004 году.
3. Проводя свое совместное ежегодное заседание в г. Вадуц 18-20 мая 2003 года, Cети ENIC и NARIC подтверждают тем самым свои намерения продолжать способствовать Болонскому процессу, направленному на создание Европейского пространства высшего образования к 2010 году. В своих намерениях они полагаются на членство национальных центров, представляющих страны, участвующие в Болонском процессе, а также страны, вовлеченные в создание Европейского пространства высшего образования любым другим образом.
4. Сети ENIC и NARIC полностью поддерживают конечную цель создания Европейского пространства высшего образования: повысить мобильность студентов, преподавателей и выпускников высших образовательных учреждений на как можно большей территории Европы. Сети признают, что Европейское пространство высшего образования должно основываться на национальной политике каждой страны, а также, по ключевым вопросам, быть согласованным в рамках Европейской структуры. Также признаётся тот факт, что если эта политика не будет проводиться на национальном уровне, создание Европейского пространства высшего образования никогда не станет реальностью.
5. Сети ENIC и NARIC рассматривают Болонский процесс как наиболее важную реформу высшего образования в Европе на сегодняшний день. Сети будут способствовать данной реформе, помогая устанавливать связи между системами образования и системами квалификаций, являясь платформой для дальнейшего развития политики признания в Европе и за её приделами.
6. Признание квалификаций играет ключевую роль в реализации нескольких основных целей Болонского процесса:
- повышение академической и профессиональной мобильности;
- обеспечение прозрачности;
- расширение возможностей трудоустройства для выпускников высших учебных заведений;
- построение общеевропейских измерений.
Признание квалификаций также важно для «внешней стороны» Болонского процесса, т.е. взаимодействия Европейского пространства высшего образования с другими частями мира, некоторые которые представлены полноправными участниками в Сети ENIC. Ключевую роль в признании квалификаций играют результаты прозрачных процедур обеспечения качества образования, и Сети ENIC и NARIC заявляют о своём намерении продолжать взаимодействие с Европейской сетью по обеспечению качества высшего образования (ENQA). Наконец, Сети ENIC и NARIC рассматривают высшее образование как неотъемлемую часть Обучения в течение всей жизни. Совершенствование признания квалификаций высшего образования и квалификаций, открывающих доступ к высшему образованию, будет содействовать выполнению одной из основных задач Болонского процесса, обозначенной в Пражском коммюнике.
7. Роль Сетей ENIC и NARIC в развитии правовой базы для признания квалификаций в Европе также указывает на их ключевую роль в применении этой базы и в разработке политики признания квалификаций на общеевропейском уровне, а также на миссию каждого центра-участника Сетей на национальном уровне.
8. В связи с вышесказанным, содействуя Европейского пространства высшего образования Сети ENIC и NARIC, ставят перед собой следующие основные цели:
- облегчить признание квалификаций, полученных в рамках системы академических степеней на основе двустепенчатой структуры степеней/квалификаций, которая вводится в странах, участвующих в Болонском процессе, посредством сокращения сроков, усилий и затрат, требуемых для признания квалификаций внутри Европейского пространства высшего образования. Сети продолжат разрабатывать и совершенствовать методы признания квалификаций на основе определения их уровня, качества и профиля;
- развивать взаимодействие между сетями признания и обеспечения качества в соответствии с требованием, высказанным министрами в Пражском Коммюнике. В этих целях ведутся дискуссии между Сетями ENIC и NARIC и представителями Европейской сети по обеспечению качества высшего образования (ENQA). Будучи уверены в том, что четкие и прозрачные процедуры обеспечения качества, а также публикация их результатов намного облегчат признание квалификаций, Сети ENIC и NARIC подчеркивают, что они не могут заменить индивидуальную оценку, необходимую для интеграции классификации в иную систему образования или трудоустройства;
- улучшить информационное обеспечение признания зарубежных квалификаций. Для этого Сети продолжат развивать Европейскую систему переводных зачетных единиц (ECTS), Приложение к диплому (the Diploma Supplement) и другие инструменты информационного обмена, позволяющие повысить прозрачность, а также разработать улучшенные руководства и системы информационного обмена. В этой части они в основном будут основываться на выводах Болонского семинара по Вопросам признания в Болонском процессе, совместно организованном Советом Европы и правительством Португалии 11-12 апреля 2002 года в Лиссабоне;
- развивать процесс признания совместных степеней, а также другие инновационные начинания, направленные на повышение мобильности студентов и создание связей между национальными системами образования. Для этого будет проводиться работа по исследованиям в рамках пилотного проекта по совместным степеням на уровне магистра, проводимых Европейской ассоциацией университетов (European University Association) при поддержке Европейской Комиссии. Сети также внесут свой вклад в практическое осуществление Рекомендаций по признанию совместных степеней после их принятия Комитетом Лиссабонской конвенции по признанию квалификаций;
- развивать процедуры признания, направленные на признание результатов обучения, а не формальных этапов обучения, приведших к этим результатам. В этом отношении Сети будут в основном опираться на результаты Совместной инициативы по качеству (Joint Quality Initiative) и проекта TUNING, поддержанного Европейской Комиссии, а также на результаты работы по тематике признания предыдущего обучения и нетрадиционных квалификаций. Признание, основанное на результатах обучения, также важно для обеспечения условий развития обучения в течение жизни;
- содействовать развитию «прозрачных» квалификационных структур на национальном уровне, а также в контексте Европейского пространства высшего образования;
- содействовать процессу признания квалификаций, полученных в других регионах мира, а также улучшению признания европейских квалификаций повсюду в мире. В этом отношении Сети в основном будут содействовать работе Глобального форума ЮНЕСКО по обеспечению качества, аккредитации и признанию квалификаций;
- подчеркивать необходимость того, что международное сотрудничество должно быть основано на четких и прозрачных стандартах качества и проводить работу по использованию Конвенции Совета Европы и ЮНЕСКО по признанию так же, как и европейских Директив по профессиональному признанию;
- разработать примерный устав для национальных информационных центров.
9. Цели, поставленные Сетями ENIC и NARIC, а также их отдельными членами, играют ключевую роль в успехе Болонского процесса. Сети, а также их отдельные центры - участники готовы к преодолению трудностей, которые могут возникнуть на пути Болонского процесса, и к содействию дальнейшего формирования Европейского пространства высшего образования. Сети приглашают к эффективному использованию официальные власти, а также международные организации, высшие учебные заведения, профессиональные ассоциации, студенческие организации, работодателей и негосударственные организации, к эффективному использованию экспертных центров и в целом их опыта. Центры сетей ENIC и NARIC будут стремиться к тесному взаимодействию с другими информационными центрами в их странах, такими как Национальные справочные пункты (National Reference Points), созданные в рамках Брюгге - Копенгагенского процесса по развитию профессионального образования и подготовки.
10. Достижение данных целей будет зависеть от усилий, опыта, знаний Сетей, их членов, а также организаций, обеспечивающих работу Сетей и ресурсов, находящихся в их распоряжении. Сети ENIC и NARIC пользуются этой возможностью для того, чтобы подчеркнуть необходимость работы в каждой стране информационного центра с соответствующим штатом работников и оборудованием в соответствии с требованиями Статьи IX.2 Конвенции Совета Европы и ЮНЕСКО о признании квалификаций, а также вклада индивидуальных центров в деятельность обеих Сетей.
1)— ENIC - European Network of Information Centres, NARIC - National Academic Recognition Information Centres
| ![](../../im/empty.gif) |