На титульную страницу

О центре

Сети ENIC-NARIC

О Сетях ENIC-NARIC

Участники и Партнеры Сетей

Заявление и другие документы Сетей


Международно-правовые основы осуществления признания документов об образовании

Европейская Культурная Конвенция

Конвенции ЮНЕСКО

Совместная (Лиссабонская) конвенция Совета Европы и ЮНЕСКО по признанию

Болонский процесс

Многосторонние и двусторонние соглашения

Другие международно-правовые акты


Правовые основы признания образования и (или) квалификации

Федеральный закон
"Об образовании в Российской Федерации"

Рособрнадзор: основные функции

Постановления, приказы и положения

Положение о государственной аккредитации

Признание иностранного образования и (или) квалификаций в Российской Федерации

Признание иностранных квалификаций в РУДН

Подтверждение документов об образовании. Апостиль, консульская легализация


Российское образование

Федеральные органы управления

Государственный контроль качества образования

Система российского образования
Описание

Схема

Образцы документов об
образовании и дипломов

Статистика СП и ВП образования


Аккредитованные вузы и ссузы РФ

Публикации

Конференции, международные семинары и рабочие группы

English
   
>> Международно-правовая основа осуществления признания документов об образовании | Болонский процесс |...

Реализуя Европейское пространство высшего образования
Коммюнике Конференции министров, отвечающих за высшее образование
Берлин, 19 сентября 2003 года

Преамбула

        19 июня 1999 года, через год после Сорбонской декларации, министры, отвечающие за высшее образование в 29 странах Европы, подписали Болонскую декларацию. Они поставили перед собой общую цель о создании объединенного и гармоничного Европейского пространства высшего образования к 2010 году. Во время первой конференции, последовавшей за подписанием Декларации и состоявшейся 19 мая 2001 года в Праге, они увеличили число поставленных целей и подтвердили свое намерение о создании Европейского пространства высшего образования к 2010 году. 19 сентября 2003 года министры из 33 стран Европы, отвечающие за высшее образование, встретились в Берлине для того, чтобы оценить достигнутый прогресс, определить приоритеты и поставить новые цели на ближайшие годы с тем, чтобы ускорить реализацию Европейского пространства высшего образования. Они пришли к соглашению относительно следующих мнений, принципов и приоритетов:

        Министры еще раз подчеркивают важность социального аспекта Болонского процесса. Необходимо достижение разумного баланса между повышением конкурентоспособности и улучшением социальных характеристик Европейского пространства высшего образования, направленного на повышение сплоченности общества и искоренение дискриминации по социальному или половому признаку на национальном и общеевропейском уровнях. В данном контексте министры подтверждают свою позицию о том, что высшее образование является общественным благом и общественной обязанностью. Они подчеркивают, что научные ценности должны превалировать в международном научном взаимодействии и в научных обменах.

        Министры принимают во внимание выводы съездов Европейского Совета в Лиссабоне (2000 г.) и Барселоне (2002 г.), которые были направлены на построение в Европе "самой конкурентоспособной и динамичной экономики, основанной на знаниях, и способной к постоянному экономическому росту с лучшими рабочими местами и сплоченным сообществом", и призывают к дальнейшим шагам и более тесному взаимодействию в контексте Болонского процесса.

        Министры принимают во внимание Отчет о достигнутом прогрессе, подготовленный Рабочей группой по результатам развития хода Болонского процесса между встречами в Праге и Берлине. Они также принимают во внимание отчет о тенденциях развития Trends-III, подготовленный Европейской ассоциацией университетов (EUA), результаты семинаров, организованных в рамках программы работы между встречами в Праге и Берлине некоторыми странами ЕС, учреждениями высшего образования, организациями и студентами. Далее министры принимают во внимание национальные отчеты стран-участниц процесса, которые свидетельствуют о значительном прогрессе, достигнутом в применении принципов Болонского процесса. Во внимание также приняты послания Европейской Комиссии и Совета Европы, и министры выражают благодарность за их содействие в реализации Болонского процесса.

        Министры согласились, что необходимо принять меры для более тесного взаимодействия между высшим образованием и системами научных исследований в их странах. Создающееся Европейское пространство высшего образования выиграет от взаимодействия с Европейским пространством научных исследований, укрепив тем самым фундамент Европы, основанный на знаниях. Целью этого взаимодействия является сохранение богатой культуры и языкового разнообразия Европы, основанного на её культурном наследии, и повышение потенциала ее инновационного и социально-экономического развития путем совершенствования взаимодействия между европейскими высшими учебными заведениями.

        Министры признают основную роль, играемую высшими учебными заведениями Европы и студенческими организациями в создании Европейского пространства высшего образования. Во внимание принято послание Европейской ассоциации университетов (EUA), подготовленное в рамках Грацкой конвенции высших учебных заведений Европы, а также вклад Европейской ассоциации высших учебных заведений (EURASHE) и ESIB - Национальных союзов студентов Европы.

        Министры одобряют интерес, проявленный другими регионами к созданию Европейского пространства высшего образования, и особо приветствуют присутствие на конференции представителей стран Европы, еще не присоединившихся к Болонскому процессу, а также представителей рабочей группы проекта Общего пространства высшего образования Европейского Союза, Латинской Америки и стран Карибского бассейна (EULAC).


Достигнутый прогресс

        Министры приветствуют различные инициативы, предпринятые с момента проведения Пражского саммита по вопросам высшего образования, с целью достижения большей сопоставимости и совместимости, придания системам высшего образования большей прозрачности и повышения качества европейского высшего образования на уровне учебного заведения и на уровне страны в целом. Они высоко ценят оказываемое содействие и вовлеченность в процесс всех участников - высшие учебные заведения, их студентов и других.

        Министры подчеркивают важность всех элементов Болонского процесса для создания Европейского пространства высшего образования и указывают на необходимость усиления работы в направлении развития процесса на уровне учебных заведений, национальном и общеевропейском уровнях. Для того, чтобы обеспечить новый толчок к дальнейшему развитию процесса, министры определили промежуточные приоритеты на последующие два года. Они будут всячески способствовать становлению эффективной системы обеспечения качества, расширению использования системы академических степеней, основанной на двух циклах, и совершенствованию систем признания периода образования и полученных квалификаций.


Обеспечение качества

        Качество высшего образования является основой создания Европейского пространства высшего образования. Министры обязуются оказывать дальнейшее содействие обеспечению качества на уровне учебных заведений, национальном и общеевропейском уровнях. Они подчеркивают необходимость создания общих критериев и методик обеспечения качества.

        Они также подчеркивают, что в соответствии с принципом независимости учебных заведений, ответственность за обеспечение качества в первую очередь лежит на самих высших учебных заведениях, и это является основой реальной подотчетности системы академического образования в рамках национальной системы обеспечения качества.

        Таким образом, к 2005 году национальные системы обеспечения качества должны содержать:

  • определение обязанностей органов и учреждений, являющихся частью системы;
  • оценку программ или учреждений, включая их внутреннюю и внешнюю оценку, участие студентов в оценке и публикацию результатов;
  • систему аккредитации, сертификации, либо подобные процедуры;
  • положения о международном участии, взаимодействии и развитии международных сетей.

        На общеевропейском уровне министры призывают ENQA (Европейскую сеть по обеспечению качества), через своих членов и во взаимодействии с EUA, EURASHE и ESIB, создать согласованный набор стандартов, процедур и руководств по обеспечению качества и рассмотреть пути обеспечения адекватной системы взаимных проверок для агентств или органов, отвечающих за обеспечение качества и/или аккредитацию высших учебных заведений. Рабочая группа должна будет отчитаться перед министрами в 2005 году. Во внимание также будет принята работа других ассоциаций и сетей по обеспечению качества.


Структура академических степеней: принятие системы, основанной на двух основных циклах

        Министры с удовлетворением отмечают, что в соответствии с объявленной в Болонской декларации приверженности к системе, состоящей из двух циклов, в системе европейского высшего образования в данное время происходит реструктуризация. Все министры обязуются начать внедрение системы, основанной на двух циклах, к 2005 году.

        Министры подчеркивают важность консолидации в достигнутом прогрессе и в достижении большего понимания в принятии новых квалификаций путем диалога как внутри самих высших учебных заведений, так и между высшими учебными заведениями и работодателями.

        Министры призывают государств-участников Болонского процесса разработать систему сопоставимых квалификаций высшего образования, которые будут описаны в разрезе их учебной нагрузки, уровней и результатов обучения, компетенций и общей структуры. Они также призывают к созданию общей системы квалификаций для Европейского пространства высшего образования.

        В таких системах присуждаемым степеням следовало бы иметь различные, но определенные характеристики. Степени первого и второго цикла должны иметь различную ориентацию и многопрофильность для того, чтобы удовлетворить различные индивидуальные, научные потребности и потребности рынка труда. Степени первого цикла должны, в соответствии с Лиссабонской конвенцией о признании, предоставлять доступ к учебным программам второго цикла. Степени второго цикла должны обеспечивать доступ к докторским программам.

        Министры предлагают Рабочей группе рассмотреть каким образом сокращенное высшее образование может быть соединено с первым циклом системы квалификаций в Европейском пространстве высшего образования.

        Министры подтверждают свою приверженность обязательству сделать высшее образование общедоступным на основе способностей личности, приложив к этому все усилия.


Расширение мобильности

        Мобильность студентов, преподавателей и административных работников образования является основой создания Европейского пространства высшего образования. Они подчеркивают её важность не только в социально-экономической, но и в научной, культурной и политической сфере. Министры с удовлетворением отмечают, что со времени их последней встречи показатели мобильности выросли благодаря, в том числе, поддержке со стороны программ ЕС, и договариваются о принятии мер, необходимых для улучшения качества и собираемости статистических данных о мобильности студентов.

        Они подтверждают свои намерения приложить все усилия к устранению каких бы то ни было препятствий мобильности в Европейском пространстве высшего образования. С целью содействия мобильности студентов, министры предпримут все необходимые шаги по обеспечению мобильности национальных кредитов и грантов на образование.


Создание системы система переводных зачетных единиц

        Министры подчеркивают важную роль, которую играет Европейская система переводных зачетных единиц (ECTS) в содействии мобильности студентов и развитию международных учебных программ. Они отмечают, что ECTS все в большей мере становится общей базой для систем национальных систем переводных зачетных единиц (кредитов). Они поддерживают дальнейший прогресс, целью которого должен стать переход ECTS из трансфертной системы в систему накопления зачетных единиц (кредитов), которая будет последовательно применяться в формирующемся Европейском пространстве высшего образования.


Признание академических степеней: принятие системы легко понимаемых и сравнимых степеней

        Министры подчеркивают важность Лиссабонской конвенции о признании, которая должна быть ратифицирована всеми странами, участвующими в Болонском процессе, и призывают сети ENIC и NARIC и компетентные государственные органы к расширению применения конвенции.

        Они ставят цель о том, что к 2005 году каждый студент, заканчивающий высшее учебное заведение, будет получать автоматически и бесплатно Приложение к диплому. Оно будет оформлено на широко распространенном английском языке.

        Министры призывают высшие учебные заведения и работодателей полностью использовать Приложение к диплому, чтобы воспользоваться преимуществами, предоставляемыми повышенной прозрачностью и гибкостью систем степеней высшего образования для повышения возможности трудоустройства и содействовать признанию степеней для дальнейшего обучения.


Высшие учебные заведения и студенты

        Министры приветствуют приверженность высших учебных заведений и их студентов Болонскому процессу и признают, что лишь активное участие всех партнеров в процессе сможет обеспечить его долгосрочный успех.

        Осознавая, какой большой вклад в экономическое и социальное развитие могут внести сильные высшие учебные заведения, министры полагают, что высшие учебные заведения необходимо нацелить на самостоятельное решение своих внутренних организационных и административных вопросов. Министры далее призывают высшие учебные заведения обеспечить полную интеграцию реформ с институционными функциями и процессами.

        Министры отмечают конструктивное участие студенческих организаций в Болонском процессе и подчеркивают необходимость постоянного участия студентов на ранних стадиях последующей деятельности.

        Студенты являются полноправными партнерами в управлении высшим образованием. Министры отмечают, что по всему Европейскому пространству высшего образования в основном приняты меры правового характера для обеспечения участия студентов. Они призывают высшие учебные заведения и студенческие организации определить пути расширения вовлеченности студентов в управление высшим образованием.

        Министры подчеркивают необходимость создания для студентов соответствующих условий обучения и проживания, чтобы они могли успешно завершить учебу в срок без каких-либо препятствий, связанных с их социальным или экономическим статусом. Они также подчеркивают необходимость получения более сравнимых данных о социально-экономическом положении студентов.


Расширение европейского измерения в высшем образовании

        Министры отмечают, что в соответствии с их предложением, высказанном в Праге, разрабатываются дополнительные модули, курсы и учебные программы с европейским компонентом, ориентацией или организацией.

        Они отмечают, что по инициативе высших учебных заведений в различных европейских странах академические ресурсы и культурные традиции были объединены с целью содействия разработке интегрированных программ обучения и совместных программ первого, второго и третьего уровня.

        Более того, они подчеркивают необходимость для студентов, обучающихся по совместным программам, проводить значительный период времени за рубежом, а также необходимость поддержания языкового разнообразия и обучения языкам для того, чтобы студенты могли полностью реализовать свой личностный потенциал как граждан Европы, и воспользоваться возможностями для трудоустройства.

        Министры договорились о том, что на национальном уровне они примут меры для устранения юридических препятствий для получения и признания совместно выданных дипломов и будут активно поддерживать разработку и обеспечение качества совместных учебных программ, ведущих к получению совместно выдаваемых дипломов.


Повышение привлекательности Европейского пространства высшего образования

        Министры согласны, что необходимо повысить привлекательность и открытость Европейского высшего образования. Они подтверждают свою готовность далее развивать программы стипендий для студентов из третьих стран.

        Министры заявляют, что международные обмены в высшем образовании должны вестись на основании академического качества и ценностей, и подтверждают свое согласие принять все необходимые меры в этом направлении. В различных обстоятельствах в эту работу должны быть включены социальные и экономические партнеры.

        Они поддерживают идею взаимодействия с регионами в других частях мира путем приглашения на семинары и конференции по Болонскому процессу представителей этих регионов.


Обучение на протяжении всей жизни

        Министры подчеркивают важность высшего образования для реализации идеи обучения на протяжении жизни. Они предпринимают шаги для совершенствования национальной политики образования и подготовки в этом направлении и призывают высшие учебные заведения и другие заинтересованные стороны повышать возможности для обучения на протяжении жизни на уровне высшего образования, включая признание предыдущего образования. Они подчеркивают, что этот вид деятельности должен быть неотъемлемым в работе высших учебных заведений.

        Кроме того, министры призывают разработчиков систем квалификаций Европейского пространства высшего образования принять во внимание широкий круг гибких путей обучения, возможностей и технологий, использование кредитов ECTS.

        Они подчеркивают необходимость расширить возможности для всех граждан, в соответствии с их желаниями и способностями, пройти путь обучения на протяжении жизни до уровня высшего образования и по этому каналу подготовки кадров.


Дополнительные действия


Европейское пространство высшего образования и Европейское пространство научных исследований - два столпа общества, основанного на знаниях

        Осознавая необходимость более тесной связи между европейским пространством высшего образования и европейским пространством научных исследований и важность научных исследований как неотъемлемой части высшего образования в Европе, министры считают необходимым пойти дальше существующей в настоящее время сфокусированности на двух основных циклах высшего образования и включить уровень, ведущий к степени доктора, в качестве третьего цикла Болонского процесса. Они подчеркивают важность научных исследований и исследовательской подготовки, а также междисциплинарности в поддержании и совершенствовании качества высшего образования и в повышении конкурентоспособности европейского высшего образования в целом. Министры призывают к повышению мобильности на уровне, ведущему к степени доктора, и уровне последокторских квалификаций и советуют учреждениям повысить взаимодействие обучения на уровне, ведущему к степени доктора, с подготовкой молодых ученых.

        Министры предпримут все необходимые шаги, чтобы сделать высшие учебные заведения Европы еще более привлекательными и эффективными партнерами. В связи с этим министры призывают высшие учебные заведения повысить роль и релевантность научных исследований для технологического, социального и культурного развития и удовлетворения потребностей общества.

        Министры понимают, что существуют препятствия, мешающие достижению этой цели, и сами высшие учебные заведения не могут их преодолеть. Для этого нужна значительная поддержка, в том числе финансовая, а также принятие соответствующих решений со стороны национальных правительств и европейских органов управления.

        Министры заявляют, что учебным заведениям на уровне подготовки к степени доктора необходима поддержка для стимулирования высокого качества с тем, чтобы они стали одной из отличительных черт Европейского пространства высшего образования.


Анализ результатов

        Ввиду целей, которые должны быть достигнуты к 2010 году, ожидается, что будет введена оценка результатов Болонского процессеа. Промежуточный анализ станет источником объективной информации о том, как движется процесс, и позволит, в случае необходимости, принять корректирующие меры.

        Министры наделяют Рабочую группу обязанностью провести анализ к саммиту 2005 года и подготовить детализированные отчеты о ходе процесса и о реализации следующих среднесрочных приоритетов в течение следующих двух лет:

- обеспечения качества;

- системы двух циклов;

- признания квалификаций и периодов обучения.

        Участвующие страны будут готовы обеспечить доступ к необходимой информации для исследований по высшему образованию, касающихся целей Болонского процесса. Необходимо облегчить доступ к базам данных по проводящимся исследованиям и результатам исследований.


Дальнейшие мероприятия


Новые члены

        Министры считают необходимым внести изменения в Пражское коммюнике о подаче заявок на участие в процессе следующим образом: страны, являющиеся участниками Европейской культурной конвенции, имеют право быть членами Европейского пространства высшего образования при условии, что они в то же время провозглашают свою готовность стремиться к достижению целей Болонского процесса и реализовывать их в собственных системах высшего образования. В их заявке на участие должна содержаться информация о том, как они намерены реализовывать принципы и цели декларации.

        Министры принимают решение об удовлетворении заявок на членство Албании, Андорры, Боснии и Герцеговины, Ватикана, России, Сербии и Черногории, "Бывшей югославской республики Македонии" и приветствуют эти страны в качестве новых членов, которые увеличили число стран-участниц процесса до 40.

        Министры признают, что членство в Болонском процессе предполагает значительные изменения и реформы во всех странах-участницах процесса. Они договорились о поддержке новых членов в ходе этих изменений и реформ, приглашая их к участию в совместных обсуждениях и оказанию взаимопомощи, предполагаемой в рамках Болонского процесса.


Структура рабочей группы

        Министры передают обязанности по реализации всех положений данного коммюнике, по общему управлению Болонским процессом и по подготовке следующей встречи министров Рабочей группе, которая будет состоять из представителей всех членов Болонского процесса и Европейской Комиссии, Совета Европы, EUA, EURASHE, ESIB и ЮНЕСКО/ CEPES в качестве консультационных членов. Заседания этой группы должны проходить как минимум два раза в год под председательством страны - председателя ЕС на данный момент, а заместителем председателя будет страна, в которой будет проходить следующая конференция министров.

        Между встречами Рабочей группы работой будет руководить Комиссия, также под председательством страны - председателя в ЕС. Комиссия будет включать председателя, его заместителя (следующую страну, в которой пройдет встреча министров), представителей стран, председательствующих в ЕС в предыдущем и последующем сроке, представителей 3 стран - участниц процесса, выбранных Рабочей группой на 1 год, представителей Европейской Комиссии и, в качестве консультационных членов, представителей Совета Европы, EUA, EURASHE и ESIB. И Рабочая группа, и Комиссия могут проводить заседания по отдельным вопросам в случае необходимости в более узком составе.

        Общая деятельность по отслеживанию прогресса будет проходить при поддержке Секретариата, предоставленного страной, в которой пройдет следующая встреча министров.

        Во время первой встречи после Берлинской конференции, Рабочая группа должна будет определить обязанности Комиссии и задачи Секретариата.


Программа работы на 2003-2005

        Министры просят Рабочую группу координировать деятельность по развитию Болонского процесса в соответствии с направлениями и видами деятельности, указанными в этом Коммюнике и представить отчет о деятельности на следующей встрече министров в 2005 году.


Следующая конференция

        Министры принимают решение провести следующую конференцию в г. Берген (Норвегия) в мае 2005 года.


Copyright © Translated from English into Russian by 'National Information Center on Academic Recjgnition and mobility, Ministry of Education of Russia. November 2003

Перевод выполнен: Национальный информационный центр по академическому признанию и мобильности Министерства образования России. Ноябрь 2003 г.


наверх


>> Болонский процесс. Основополагающие документы



Отправить отзыв...