|
Отчет НИЦ АПМ
об организации и выполнении программы рабочих встреч делегации Шведского агентства по услугам высшему
образованию с представителями российских образовательных учреждений и
организаций, 10-11 февраля 2010 года
Фотоотчёт визита
По просьбе
правительственной организации - Шведское агентство по услугам высшему
образованию (Swedish Agency for Higher Education Services)[1]
Национальный информационный центр по академическому признанию и мобильности (НИЦ АПМ) в период 10-11 февраля 2010 года организовал и осуществил программу приема
шведской делегации в составе трех экспертов по образованию и оценке иностранных квалификаций: Mrs.Lovisa Skeppholm, Mrs.Lotta Roll и Ms.Zofia Debska. В
соответствии с программой и при непосредственном участии экспертов НИЦ АПМ состоялись четыре рабочие встречи российских и шведских экспертов.
Посещение школы-гимназия 1453 г. Москвы
Во встрече
делегации приняли участие директор школы-гимназии Завельский Ю. В. и
заместитель по научно-методической работе Шаронова Н. В., учителя и школьники.
Состоялся обмен информацией по проблемам развития среднего образования в России
и Швеции. Завельский Ю.В. подробно рассказал о типах средних учебных заведений в
Российской Федерации, о выпускных школьных документах, об организации ЕГЭ, его
положительных сторонах и недостатках.
Была
представлена информация о школе-гимназии, в том числе: о приеме в 5-ый класс на
основе вступительных экзаменов по двум предметам - русскому языку и математике,
о системе изучения основных предметов (каждый школьник изучает два иностранных
языка - английский как основной и французский или немецкий как второй
иностранный). Занятия в гимназии, ввиду напряженной программы, проводятся в
течение шести дней в неделю.
Руководители гимназии пояснили, что в своей работе педагогический состав
исходит из того, что современный школьник должен обладать знанием 4 языков:
родной язык, «язык математики», иностранный язык и язык современных
информационных технологий. Это тот фундамент, на котором строится все
дальнейшее здание знаний.
Шведские участники беседы также рассказали о системе среднего образования в
своей стране, о том, как организован прием выпускников средних учебных заведений
в высшие учебные заведения Швеции. Они указали, что образование на всех уровнях
обучения является бесплатным, в том числе и для иностранных граждан.
Вступительные экзамены в университеты и в другие вузы отсутствуют, прием
происходит на основании представляемых в режиме он-лайн данных об академических
успехах по каждому кандидату и последующего рейтингового отбора кандидатов во
все вузы страны. ЕГЭ, существовавший много лет, был отменен в Швеции в 1969
году. Это было вызвано тем, что многие граждане страны не могли быть приняты в
вузы, так как не получали достаточного количества проходных баллов. Это вело к
недобору студентов. Поэтому одна из политических партий, имевшей в своей
предвыборной программе обещание отменить ЕГЭ, после ее прихода к власти ЕГЭ был
отменен. Прием в вузы стал осуществляться по результатам школьных экзаменов по
каждой дисциплине (курсу) и дополнительным показателям.
В старшей
средней школе Швеции изучается примерно 25 учебных дисциплин, из которых
школьник может выбирать минимум - 10 дисциплин. Причем каждая дисциплина состоит
из разделов, восходящих по степени сложности получаемых знаний. Так например,
математика, имеет пять разделов, английский язык 3 и т.д. Для поступления в вуз
надо сдать 90% всех дисциплин, оценки по всем разделам суммируются.
Члены делегации ответили на другие вопросы о школьном образовании своей страны,
которые были заданы им руководителями гимназии. Шведским участникам встречи
была предоставлена возможность посетить занятия по немецкому языку в 7 классе
гимназии. Члены делегации высоко оценили уровень преподавания и знания
школьников. В состав делегации входила бывшая учительница немецкого языка одной
из школ Швеции. Шведским экспертам были переданы методические сборники из серии
«Творчество учителя как необходимое условие совершенствования
учебно-воспитательного процесса» по преподаванию в школе физики и химии.
Директор школы Завельский Ю.В. подчеркнул, что в результате совместной работы во
время встречи он и его сотрудники получили полезную информацию об организации
учебного процесса в школах Швеции. Члены делегации выразили благодарность за
прекрасно организованную работу, в результате которой было получено много
полезной информации о развитии российского школьного образования.
Встреча с сотрудниками РУДН,
ответственными за организацию и проведение приема в университет новых студентов
Ответственный секретарь приемной комиссии РУДН Линько Р.В. и начальник отдела
университета по организации приема студентов Михайлов В.А рассказали о
нормативно-правовой базе нового порядка проведения конкурсного отбора
абитуриентов на основе результатов ЕГЭ и передали делегации тексты правовых
документов. Были даны разъяснения ключевых положений по организации приема с
учетом результатов ЕГЭ, об опыте РУДН по конкурсному отбору абитуриентов в 2009
году, об особенностях приема выпускников школ из стран СНГ, о порядке работы с
заявительными документами абитуриентов из России и стран СНГ, о системе
комплексных информационных мероприятий при проведении всей компании по набору
новых студентов. Членам шведской делегации были заданы вопросы об опыте отбора
выпускников шведских школ для поступления в вузы, системе итоговой аттестации
школьников, организации электронного документооборота выпускных и заявительных
документов школьников, критериях оценки степени подготовленности выпускников для
обучения в вузах. На все вопросы были даны исчерпывающие ответы.
Встреча с сотрудниками
Центра общего среднего образования Федерального института развития образования
Делегация была принята
сотрудниками Центра общего среднего образования Федерального института развития
образования (ФИРО). Во встрече приняли участие Пьянкова Н. И. - заведующая
лабораторией содержания гуманитарного общего образования отдела, содержания и
стандартов основного общего и среднего (полного) образования и Потемкина Т. В. -
ведущий научный сотрудник Центра общего и среднего образования ФИРО.
Пьянкова Н.И. рассказала о целях и задачах, стоящих перед коллективом
лаборатории, об изменениях в системе среднего образования России. Было
подчеркнуто значение постоянного совершенствования школьного образования как
ответа на требования развития современного социума, а не просто как проведение
«реформы образования». Она отметила важную роль национальных проектов в
образовании и, в частности, приоритетного национального проекта «Образование»,
особо подчеркнув важную роль президента Российской Федерации Дмитрия Медведева
в его осуществлении. Пьянкова Н.И., как непосредственный участник данного
проекта, рассказала о своих поездках по регионам России, особенно по «русским
Северам», и отметила успехи в компьютеризации школ провинции – все школы имеют
компьютерные классы. Она рассказала, что в регионах Севера проявляют интерес к
Швеции, шведской культуре и образованию.
Научные сотрудники Центра проявили большой интерес к опыту среднего образования
Швеции, особенно к методикам обеспечения качества образования, системе оценок в
школе и другим аспектам.
Члены шведской делегации объяснили, что основная задача, которая стоит перед
ними при работе с иностранными документами кандидатов на поступление в вузы
Швеции, состоит в объективной оценке качества знаний. Это необходимо для того,
чтобы они смогли на равных условиях с национальными абитуриентами участвовать в
полностью компьютеризированном (без бумажного документооборота) рейтинговом
отборе. В своей оценке они учитывают данные школьных аттестатов, а также
данные из других источников. В этой связи было подчеркнуто, что особенную
сложность вызывает оценка российских школьных аттестатов, так как в них
слишком узкий диапазон оценок, в основном это 4 и 5, редко – 3, т.е.
фактически используется 3-х бальная оценка знаний учащегося. Поэтому работники
Шведского агентства, имеющие дело с российскими документами, вынуждены
знакомиться с требованиями государственных образовательных стандартов, учебными
программами российской школы, с учебной нагрузкой и всеми другими материалами,
которые могут помочь в правильной оценке российских документов о среднем
образовании.
Шведским экспертам было рекомендовано ознакомиться с материалами по вопросам
среднего образования, которые содержатся на сайтах региональных министерств и
департаментов образования субъектов РФ. Она подчеркнула, что новые стандарты
предусматривают увеличение регионального компонента, что будет способствовать
дальнейшему увеличению вариативности в школьных программах на местах.
В целом, обе стороны отметили высокую результативность обмена информацией.
Специалисты ФИРО получили приглашение в Швецию для дальнейшего обмена опытом
работы
Встреча с сотрудниками НИЦ АПМ
Во встрече приняли участие
директор НИЦ АПМ Лукичев Г.А. и сотрудники центра.
Лукичев Г.А.
проинформировал шведскую делегацию об истории и функциях НИЦ АПМ, в том числе,
об оказании содействия примерно по 2000 тыс. различных случаев признания
российских документов за рубежом; о численности и структуре российских
документов об образовании, поступающих на процедуры признания в зарубежные
страны, и в государства-члены ОЭСР; о развитии информационных ресурсов веб-сайта
НИЦ АПМ и росте его популярности, о взаимодействии с партнерами по сети
ЕНИК-НАРИК. Членам делегации были продемонстрированы наиболее значимые
информационные ресурсы сайта: список аккредитованных вузов в формате ЮНЕСКО,
Глобальная база данных институтов по признанию, коллекция образцов
российских/советских документов об образовании и другие.
Директор центра рассказал о
введении в 2010 году новых школьных документов об образовании в России и
значении этого акта, о системе признания иностранных квалификаций в России, об
участии вузов в Болонском процессе и другие.
Члены шведской рассказали
об опыте работы по оценке российских документов об образовании в Шведском
агентства и их дальнейшем признании в университетах и на рынке труда.
Продемонстрировали он-лайн пример проведения рейтинговой оценки аттестата
российской средней школы для представления его на признание и поступление в вуз.
Было отмечено, что прием российских документов об образовании всех уровней не
связан с наличием них апостиля и что приему подлежат даже нотариально заверенные
копии. Любых документов. Вся работа по оценке документов проводиться без
бумажного документооборота, только в режиме он-лайн и во взаимодействии с
вузами. При этом отдельные вузы имеют специализацию по странам или группе стран.
Шведское агентство также тесно сотрудничает с профессиональными ассоциациями и
крупными работодателями, оказывая услуги по оценке иностранных квалификаций для
их дальнейшего признания. К трудностям признания российских школьных аттестатов
был отнесен очень узкий диапазон оценок, охарактеризованный как трехбалльный
(4, 5 и 3) и наличие в документах указаний на сокращенные сроки обучения, как в
школе, так и в вузах. В Швеции такие случаи бывают крайне редко и подробно
объясняются.
Представители Шведского
агентства выразили благодарность сотрудникам НИЦ АПМ за организацию и проведение
программы приема. Участники встречи договорились о развитии дальнейшего
сотрудничества.
В адрес НИЦ АПМ поступили
благодарности от директора школы-гимназии Завельского и заведующей лабораторией
ФИРО Н.И. Пьянковой за предоставленную возможность обмена информацией по
развитию образования с зарубежными экспертами.
Директор НИЦ АПМ Г.А.Лукичев
16.02.2010
Шведское агентство по услугам высшему образованию является правительственным учреждением, осуществляющим сотрудничество между
школой и послешкольным профессиональным образованием по вопросам ориентации школьной подготовки к требованиям последующего обучения.
Агентство уполномочено проводить аккредитацию учебных программ, оценку иностранных квалификаций для признания с целью последующего обучения или
профессиональной карьеры, в том числе и по регулируемым в Швеции профессиям.
| |