На титульную страницу

О центре

Сети ENIC-NARIC

О Сетях ENIC-NARIC

Участники и Партнеры Сетей

Заявление и другие документы Сетей


Международно-правовые основы осуществления признания документов об образовании

Европейская Культурная Конвенция

Конвенции ЮНЕСКО

Совместная (Лиссабонская) конвенция Совета Европы и ЮНЕСКО по признанию

Болонский процесс

Многосторонние и двусторонние соглашения

Другие международно-правовые акты


Правовые основы признания образования и (или) квалификации

Федеральный закон
"Об образовании в Российской Федерации"

Рособрнадзор: основные функции

Постановления, приказы и положения

Положение о государственной аккредитации

Признание иностранного образования и (или) квалификаций в Российской Федерации

Признание иностранных квалификаций в РУДН

Подтверждение документов об образовании. Апостиль, консульская легализация


Российское образование

Федеральные органы управления

Государственный контроль качества образования

Система российского образования
Описание

Схема

Образцы документов об
образовании и дипломов

Статистика СП и ВП образования


Аккредитованные вузы и ссузы РФ

Публикации

Конференции, международные семинары и рабочие группы

English
   
>>Конференции, международные семинары и рабочие группы | Международные конференции по Болонскому процессу


Отчет НИЦ АПМ
об организации и выполнении программы рабочих встреч делегации Шведского агентства
по услугам высшему образованию с представителями российских образовательных учреждений и организаций,
10-11 февраля 2010 года

 

Фотоотчёт визита

По просьбе правительственной организации - Шведское агентство по услугам высшему образованию (Swedish Agency for Higher Education Services)[1] Национальный информационный центр по академическому признанию и мобильности (НИЦ АПМ) в период 10-11 февраля 2010 года организовал и осуществил программу приема шведской делегации в составе трех экспертов по образованию и оценке иностранных квалификаций: Mrs.Lovisa Skeppholm, Mrs.Lotta Roll и Ms.Zofia Debska. В соответствии с программой и при непосредственном участии экспертов НИЦ АПМ состоялись четыре рабочие встречи российских и шведских экспертов.

 

Посещение школы-гимназия 1453 г. Москвы

 

Во встрече делегации приняли участие директор школы-гимназии Завельский Ю. В. и заместитель  по научно-методической работе  Шаронова Н. В., учителя и школьники. Состоялся обмен информацией по проблемам развития среднего образования в России и Швеции. Завельский Ю.В. подробно рассказал о типах средних учебных заведений в Российской Федерации, о выпускных школьных документах, об организации ЕГЭ, его положительных сторонах и недостатках.

Была представлена информация о школе-гимназии, в том числе: о приеме в 5-ый класс на основе вступительных экзаменов по двум предметам - русскому языку и математике, о системе изучения основных предметов (каждый школьник изучает два иностранных языка - английский как основной и французский или немецкий  как второй иностранный). Занятия в гимназии, ввиду напряженной программы, проводятся в течение шести дней в неделю.

Руководители гимназии пояснили, что  в своей работе педагогический состав исходит из того, что современный школьник должен обладать знанием 4 языков: родной язык, «язык математики», иностранный язык и язык современных информационных технологий. Это тот фундамент, на котором  строится все дальнейшее  здание знаний.
Шведские участники беседы также рассказали о системе среднего образования в своей стране, о том, как организован прием выпускников средних учебных заведений в высшие учебные заведения Швеции. Они указали, что образование на всех уровнях обучения является бесплатным, в том числе и для иностранных граждан. Вступительные экзамены в университеты и в  другие вузы  отсутствуют, прием происходит на основании представляемых в режиме он-лайн  данных об академических успехах по каждому  кандидату и последующего рейтингового отбора кандидатов во все вузы страны. ЕГЭ, существовавший много лет,  был отменен в Швеции в 1969 году. Это было вызвано тем, что многие граждане страны не могли быть приняты в  вузы, так как не получали достаточного количества проходных баллов. Это вело к недобору студентов. Поэтому одна из политических партий, имевшей в своей предвыборной программе обещание отменить ЕГЭ, после ее прихода к власти ЕГЭ был отменен. Прием в вузы стал осуществляться по результатам  школьных экзаменов по каждой дисциплине (курсу) и дополнительным показателям.

В старшей средней школе Швеции изучается примерно 25 учебных дисциплин, из которых школьник может выбирать минимум - 10 дисциплин. Причем каждая дисциплина состоит из разделов, восходящих по степени сложности получаемых знаний. Так например, математика, имеет пять разделов, английский язык 3 и т.д.  Для поступления в вуз надо сдать 90% всех дисциплин, оценки  по всем разделам суммируются.
Члены делегации ответили на другие вопросы о школьном образовании своей страны, которые были заданы им  руководителями гимназии. Шведским участникам встречи была предоставлена возможность посетить занятия по немецкому языку в 7 классе гимназии. Члены делегации высоко оценили уровень преподавания и знания школьников. В состав делегации входила бывшая учительница немецкого языка одной из школ Швеции. Шведским экспертам были переданы методические сборники из серии «Творчество учителя как необходимое условие совершенствования учебно-воспитательного процесса» по  преподаванию в школе физики и химии.  Директор школы Завельский Ю.В. подчеркнул, что в результате совместной работы во время встречи он и его сотрудники получили полезную информацию об организации учебного процесса в школах Швеции. Члены делегации выразили благодарность за прекрасно организованную работу, в результате которой было получено много полезной информации о развитии российского школьного образования. 

 

Встреча с сотрудниками РУДН, ответственными за организацию и проведение приема в университет новых студентов

 

Ответственный секретарь приемной комиссии РУДН Линько Р.В. и начальник отдела университета по организации приема студентов Михайлов В.А рассказали о нормативно-правовой базе нового порядка проведения конкурсного отбора абитуриентов на основе результатов ЕГЭ и передали делегации тексты правовых документов. Были даны разъяснения ключевых положений по организации приема с учетом результатов ЕГЭ, об опыте РУДН по конкурсному отбору абитуриентов в 2009 году, об особенностях приема выпускников школ из стран СНГ, о порядке работы с заявительными документами абитуриентов из России и стран СНГ,  о системе комплексных информационных мероприятий при проведении всей компании по набору новых студентов.  Членам шведской делегации были заданы вопросы об опыте отбора выпускников шведских школ для поступления в вузы, системе итоговой аттестации школьников, организации электронного документооборота выпускных и заявительных документов школьников, критериях оценки степени подготовленности выпускников для обучения в вузах. На все вопросы были даны исчерпывающие ответы.

 

Встреча с сотрудниками Центра общего среднего образования Федерального института развития образования

 

Делегация была принята сотрудниками Центра общего среднего образования Федерального института развития образования (ФИРО). Во встрече приняли участие Пьянкова Н. И. - заведующая лабораторией содержания гуманитарного общего образования отдела, содержания и стандартов основного общего и среднего (полного) образования и Потемкина Т. В. - ведущий научный сотрудник Центра общего и среднего образования ФИРО.

Пьянкова Н.И. рассказала о целях и задачах, стоящих перед коллективом лаборатории, об изменениях в системе среднего образования России. Было подчеркнуто значение постоянного совершенствования школьного образования как ответа на требования развития современного социума, а не просто как проведение «реформы образования». Она отметила  важную роль национальных проектов в образовании и, в частности,  приоритетного  национального проекта «Образование», особо подчеркнув важную роль президента Российской Федерации  Дмитрия Медведева  в его осуществлении. Пьянкова Н.И., как непосредственный участник данного проекта, рассказала о своих поездках по регионам России, особенно по «русским Северам», и отметила успехи в компьютеризации школ провинции – все школы имеют компьютерные классы. Она рассказала, что в регионах Севера проявляют интерес к Швеции, шведской культуре и образованию.

Научные сотрудники Центра проявили большой интерес к опыту среднего образования Швеции, особенно к методикам обеспечения качества образования, системе оценок в школе и другим аспектам.

Члены шведской делегации объяснили, что  основная задача, которая стоит перед ними при работе с иностранными документами кандидатов на поступление в вузы Швеции,  состоит в объективной оценке качества знаний. Это необходимо для того, чтобы они смогли на равных условиях с национальными абитуриентами участвовать  в полностью компьютеризированном (без бумажного документооборота) рейтинговом отборе.    В своей оценке они учитывают  данные школьных аттестатов,  а также данные из других источников.  В этой связи было подчеркнуто, что особенную сложность вызывает  оценка российских школьных аттестатов, так как в них слишком  узкий диапазон оценок, в основном это  4 и 5, редко – 3,  т.е. фактически используется 3-х бальная оценка знаний учащегося. Поэтому работники Шведского агентства, имеющие дело с российскими документами, вынуждены знакомиться с требованиями государственных образовательных стандартов, учебными программами российской школы, с учебной нагрузкой  и всеми другими материалами, которые могут помочь в правильной оценке российских документов о среднем образовании.  

Шведским экспертам было рекомендовано ознакомиться с материалами по вопросам среднего образования, которые содержатся на сайтах региональных министерств и департаментов образования субъектов  РФ. Она подчеркнула, что новые стандарты предусматривают увеличение регионального компонента, что будет способствовать дальнейшему увеличению вариативности в школьных программах на местах.

В целом, обе стороны отметили высокую результативность обмена информацией. Специалисты ФИРО получили приглашение в Швецию для дальнейшего обмена опытом работы

 

Встреча с сотрудниками НИЦ АПМ

 

Во встрече приняли участие директор НИЦ АПМ Лукичев Г.А. и сотрудники центра.
          Лукичев Г.А. проинформировал шведскую делегацию об истории и функциях НИЦ АПМ, в том числе, об оказании содействия примерно по 2000 тыс. различных случаев признания российских документов за рубежом; о численности и структуре российских документов об образовании, поступающих на процедуры признания в зарубежные страны, и в государства-члены ОЭСР; о развитии информационных ресурсов веб-сайта НИЦ АПМ и росте его популярности,  о взаимодействии с партнерами по сети ЕНИК-НАРИК. Членам делегации были продемонстрированы наиболее значимые информационные ресурсы сайта: список аккредитованных вузов в формате ЮНЕСКО, Глобальная база данных институтов по признанию, коллекция образцов российских/советских документов об образовании и другие.
         Директор центра рассказал о введении в 2010 году новых школьных документов об образовании в России и значении этого акта, о системе признания иностранных квалификаций в России, об участии вузов в Болонском процессе и другие.
         Члены шведской рассказали об опыте работы по оценке российских документов об образовании в Шведском агентства и их дальнейшем признании в университетах и на рынке труда. Продемонстрировали он-лайн пример проведения рейтинговой оценки аттестата российской средней школы для представления его на признание и поступление в вуз. Было отмечено, что прием российских документов об образовании всех уровней не связан с наличием них апостиля и что приему подлежат даже нотариально заверенные копии. Любых документов. Вся работа по оценке документов проводиться без бумажного документооборота, только в режиме он-лайн и во взаимодействии с вузами. При этом отдельные вузы имеют специализацию по странам или группе стран. Шведское агентство также тесно сотрудничает с профессиональными ассоциациями и крупными работодателями, оказывая услуги по оценке иностранных квалификаций для их дальнейшего признания. К трудностям признания российских школьных аттестатов был отнесен очень узкий диапазон оценок, охарактеризованный как трехбалльный  (4, 5 и 3) и наличие в документах указаний на сокращенные сроки обучения, как в школе, так и в вузах.   В Швеции такие случаи бывают крайне редко и подробно объясняются.
         Представители Шведского агентства выразили благодарность сотрудникам НИЦ АПМ за организацию и проведение программы приема. Участники встречи договорились о развитии дальнейшего сотрудничества.
         В адрес НИЦ АПМ поступили благодарности от директора  школы-гимназии Завельского и заведующей лабораторией ФИРО Н.И. Пьянковой за предоставленную возможность обмена информацией по развитию образования с зарубежными экспертами.

 

 

Директор НИЦ АПМ                          Г.А.Лукичев

 

16.02.2010


 

[1] Шведское агентство по услугам высшему образованию является правительственным учреждением, осуществляющим сотрудничество между школой и послешкольным профессиональным образованием по вопросам ориентации школьной подготовки к требованиям последующего обучения. Агентство уполномочено проводить  аккредитацию учебных программ, оценку иностранных квалификаций для признания с целью последующего обучения или профессиональной карьеры, в том числе и по регулируемым в Швеции профессиям.


Отправить отзыв...