На титульную страницу

О центре

Сети ENIC-NARIC

О Сетях ENIC-NARIC

Участники и Партнеры Сетей

Заявление и другие документы Сетей


Международно-правовые основы осуществления признания документов об образовании

Европейская Культурная Конвенция

Конвенции ЮНЕСКО

Совместная (Лиссабонская) конвенция Совета Европы и ЮНЕСКО по признанию

Болонский процесс

Многосторонние и двусторонние соглашения

Другие международно-правовые акты


Правовые основы признания образования и (или) квалификации

Федеральный закон
"Об образовании в Российской Федерации"

Рособрнадзор: основные функции

Постановления, приказы и положения

Положение о государственной аккредитации

Признание иностранного образования и (или) квалификаций в Российской Федерации

Признание иностранных квалификаций в РУДН

Подтверждение документов об образовании. Апостиль, консульская легализация


Российское образование

Федеральные органы управления

Государственный контроль качества образования

Система российского образования
Описание

Схема

Образцы документов об
образовании и дипломов

Статистика СП и ВП образования


Аккредитованные вузы и ссузы РФ

Публикации

Конференции, международные семинары и рабочие группы

English
   
>> Наши публикации | Вступительная статья к сборнику: « Международно-правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях. Европейское образовательное пространство: От Лиссабонской конвенции по признанию до Болонского процесса.»

Вступительная статья


Предлагаемый вашему вниманию сборник является реакцией российского образования на процесс общеевропейской интеграции, в которую  Российская Федерация включилась, присоединившись к Болонскому процессу.

 

         Сборник состоит из четырех глав и содержит 42 документа международно-правового характера, отражающих все стороны современных интеграционных процессов в сфере высшего образования. Большая часть документов впервые переведена с английского языка на русский коллективом составителей. Сборник в систематизированном виде предоставляет панораму международного созидания современных норм и рекомендаций по развитию высшего образования, что делает их доступными для широкого круга академической общественности и специалистов в области образования, а также для разработчиков новых образовательного законодательства.

Первая глава приводит документы, которые открыли путь для широкой европейской интеграции в сфере образования. Именно членство России в Европейской культурной конвенции Совета Европы, доставшееся по правопреемству от Советского Союза, который подписал ее в 1954 г. подтвердило европейскую идентификацию нашей страны, в том числе и в образовании. Знаменательно, что в этом году европейская общественность отмечает 50-летие этой исторической конвенции, внесшей огромный вклад в укрепление международного сотрудничества на нашем континенте. Конвенция торжественно провозгласила: «Каждая Договаривающаяся сторона принимает надлежащие меры для защиты и поощрения развития своего национального вклада в общее культурное достояние Европы». Членство в Европейской культурной конвенции стало необходимым условием для дальнейших шагов по пути интеграции всех стран континента в образовании, науке и культуре; заложило правовую основу для добровольного включения отдельных стран во все последующие общеевропейские акции в сфере высшего образования.

Необходимо отметить, что интеграционные процессы в образовании на европейском пространстве до конца 80-х годов прошлого столетия протекали довольно вяло, соответствуя общему фону глобализации. Важнейшей вехой в осознании новой роли высшего образования в быстро меняющемся европейском социально-политическом ландшафте явилось принятие в 1988 г. в Болонье Великой хартии европейских университетов. Трудно переоценить роль этого лаконичного документа, в энергичной форме выразившего суть миссии вузов континента и их взаимоотношения с обществом, прописанных  в Фундаментальных принципах и Средствах их реализации.

         Присоединение к Великой хартии и принятие ее принципов стало за последнее десятилетие реальностью для многих российских университетов.

          Меморандум о взаимодействии Российской Федерации и ЮНЕСКО, подписанный и 1993 г. Правительством нашей страны, символизировал окончательный после становления нового государства переход российского образования на общецивилизационный путь развития. Россия подтвердила в Меморандуме «свою приверженность идеалам сотрудничества народов в области образования, науки, культуры и информации в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности, прав человека и основных свобод».

          Конвенция «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе», принятая  в мае 1997 г. в Лиссабоне (Лиссабонская конвенция по признанию) придала мощный импульс европейской интеграции в образовании. Этой теме посвящена вторая глава сборника.

         Важно отметить, что на этом этапе общеевропейского нормотворчества в сфере образования впервые активное участие принимала российская сторона.

          Лиссабонская конвенция о признании исходя из Фундаментальных принципов Великой хартии европейских университетов расширила их прав в вопросах признания зарубежных дипломов/квалификаций, ранее в большинстве стран являвшихся исключительной компетенцией центральных правительств, ввела в действие адекватные современным требованиям механизмы и принципы осуществления признания документов об образовании.  Лиссабонская конвенция заменила принятые ранее конвенции по данному аспекту международного сотрудничества по причине их устаревания. Новая конвенция, в частности, способствовала введению в практику таких новаторских принципов, как: «существенные различия в образовании», безусловное право заявителя на подачу аппеляции в случаях непризнания, обязанность стороны компетентных органов/организаций,  аргументировать и доказывать обоснованность принятия того или иного решения по признанию. Особо отметим первый из них. Принцип «существенного различия» в образовании Конвенция трактует как наличие различия до 1 года в школьном образовании (для поступающего в вузы) и 1 года в продолжительности образовательной программы для обладателя диплома первого уровня высшего образования, поступающего на программу последующего уровня.

Новаторство Лиссабонской конвенции проявляется и в том, в ней, фактически, зафиксирован отказ от таких понятий как «нострификация» и «эквивалентность», замена их на единый термин «признание». Это является результатом перехода к совершенно иным, чем прежде, принципам и практике оценки документов об образовании, основанных не на выявлении близости/различий перечней дисциплин (содержания) сравниваемых образовательных программах, а сопоставлении всей совокупности знаний заявителя с точки зрения наличия у него возможности освоить программу последующего цикла/уровня на основе предшествующего образования.

          Беспрецедентным достижением Конвенции является создание  постоянно действующего международного форума в сфере образования в лице Сети ЕНИК, секретариатское обеспечение которой возложено на Генерального секретаря Совета Европы и Генерального директора ЮНЕСКО.

          Широкому читателю, вероятно, неизвестно, что Лиссабонская конвенция о признании является «живым» международно-правовым инструментом, получившим за последние годы значительное развитие в виде дополняющих ее документов. Вторая глава сборника предоставляет возможность изучить механизмы действия и развития Лиссабонской конвенции, а также освоить новые официальные документы, ее развивающие.

 К таковым относятся рекомендации и руководство по различным аспектам признания, Кодекс профессиональной практики при предоставлении транснационального образования и Совместный устав ENIC/NARIC.

Конвенция «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» заложила основы взаимодействия между ранее разделенными частями Европы с использованием новых механизмов его осуществления, аналогов которым не создано в других сферах международной деятельности, а также зародила новый дух европейского сотрудничества в образовании. Конвенция явилась международно-правовым документом, впервые «стыкующим» все национальные системы образования региона Европы через сопоставление их основных уровней/дипломов с целью взаимного признания.  В этом смысле  она является базовым правовым документом для формирования общего европейского пространства.

В экспертных группах по подготовке Конвенции зародились идеи углубления интеграции образования на континенте, которой посвящены документы третей главы Сборника. Впервые идеи нового этапа интеграции были  представлены Совместной декларацией по гармонизации европейской системы высшего образования, сформулированной министрами образования Великобритании, Германии, Италии и Франции в Сорбонне (Париж) 25 мая 1998 г.

 После ряда доработок с участием экспертов других европейских стран  были выработаны основные принципы и направления модернизации европейского высшего образования, изложенные в Болонской  декларации Европейское пространство высшего образования и принятой 19 июня 1999 г ода представителями 28 стран.

 Одним из следствий Декларации явилось возникновение разветвленного международного форума в форме рабочих групп, семинаров и конференций, а также органов по практическому осуществлению  процесса.

Для понимания сути реформ в высшем образовании необходимо уточнить основные причины возникновения Болонского процесса. К ним, в первую очередь, относятся:

·        Переход к массовому высшему образованию поставил в прошлом десятилетии перед государствами стран Европы серьезные финансовые проблемы. Возникла острая, возрастающая нехватка бюджетных средств на развитие образования. Стало очевидным, что возможность покрытия такой нехватки в перспективе только за счет средств государственного бюджета  при возрастающей и не меняющейся по структуре численности студентов полностью исключена.

·        Неудовлетворенность качеством высшего образования с позиций  непосредственной пригодности выпускников к профессиональной деятельности, породившая критику чрезмерной «энциклопедичности» и неадекватности требованиям рынка труда образовательных программ, а также вклада образования  в науку и инновационное развитие.

·        Возрастающее отставание по ключевым показателям от высшего образования и исследований США.

Очевидно, что с теми же проблемами сталкивается в своем развитии и российское высшее образование.

Первая конференция министров образования, состоявшаяся в мае 2001 г. в Праге, приняла коммюнике «К Европейскому пространству высшего образования», в котором изложены задачи и цели реформирования высшего образования. Пражское совещание легитимизировало организационный механизм осуществления Болонского процесса, в который входят:

Конференция министров образования, проводимая один раз в 2 года. Совещание принимает решения политического и стратегического характера.

 Группа по осуществлению Болонского процесса (Bologna Follow up group): проводит оценку результатов и осуществляет подготовку очередного совещания министров. В нее входят: представители стран-участниц, Европейской Комиссии, Совета Европы, ЮНЕСКО/СЕПЕС, Ассоциации университетов (EUA), Союз студентов (ESIB), Ассоциация институтов высшего образования (EURASHE). Заседания  проводятся не реже 2 раз в год.

Рабочий орган при Follow up group(The Board): осуществляет текущую работу. В него входят: председатель от стран, председательствующей в ЕС и принимающей председательство, представители 3 стран по рекомендации Follow up group, представитель Европейской Комиссии и консультанты из международных организаций.

Секретариат: возложен на страну, принимающую председательство в ЕС на последующий период.

 

С самого зарождения Болонского процесса в нашей стране внимательно изучали причины его возникновения, ход и перспективы развития. На целом ряде общероссийских конференций был сделан вывод: Болонский процесс – это реалистический общеевропейский проект, который направлен на повышение эффективности национальных образовательных систем, усиление их взаимосвязи с  непосредственными нуждами общества и увеличение вклада высшего образования в экономическое и инновационное развитие. Кроме того, Болонский процесс создает новую по своим характеристикам и возможностям среду общеевропейского общения, открывая тем самым возможности для продвижения культуры диалога и сотрудничества в самом широком спектре.  Именно поэтому академическая общественность, Министерство образования, представители обеих палат Федерального Собрания РФ на конференции, состоявшейся в Санкт-Петербургском государственном университете в декабре 2003 г., приняли решение присоединиться к Болонскому процессу. На Берлинской конференции министров образования в сентябре 2004 года был зафиксирован акт исторического значения: заявление Российской Федерации о намерении стать участником Болонского «клуба»  было поддержано другими его членами. Наша страна подключилась к процессу формирования Европейского пространства высшего образования. Это, пожалуй, единственная сфера деятельности, в которой наша страна сотрудничает с европейским сообществом в едином формате, приняв на себя обязательства действовать по общим правилам. Участие Европейского Союза и России в создании общего от Лиссабона до Владивостока образовательного пространства следует расценивать как серьезное продвижение двух главных партнеров современного политического европейского ландшафта навстречу друг к другу. При этом, каждая из сторон ждет от своего партнера, в случае успеха на этом направлении, значительного большего, чем углубление сотрудничества только в сфере образования. Это проект, в случае его успеха, может стать основой для применения опыта нового по качеству общеевропейского сотрудничества в других областях.  В этом другой важный смысл нашего участия в Болонском процессе: общеевропейское образовательное пространство может стать мостом для дальнейшей общеевропейской интеграции.  

Болонский процесс является одним из стержневых элементов общей стратегии повышения конкурентоспособности экономик участвующих в нем стран. Дальнейшее развитие высшего образования способствует построению общества, основанного на  знаниях. Поэтому участники Берлинской конференции в итоговом документе «Реализуя Европейское пространство высшего образования» подчеркнули  решимости неуклонно следовать принципам Болонской декларации. В документе зафиксированы следующие важные решения:

- осуществлять меры, обеспечивающие качество образования на институциональном, национальном и европейском уровнях, использовать для этого общие критерии и методологии;

- законодательно имплементировать систему трех уровней высшего образования. В данном контексте также принято обязательство выработать всеобъемлющую структуру квалификаций для всего Европейского пространства высшего образования.

Министры подчеркнули важность Лиссабонской конвенции о признании и ее выполнения для дальнейшего формирования Европейского пространства высшего образования и поставили цель  к  2005  году в основном  решить задачу бесплатной  выдачи  каждому выпускнику вуза Приложения к диплому.

Министры  также подчеркнули   важность   наращивания   взаимодействия   между образованием и исследованиями.

          Результаты работа различных европейских организаций и структур по выполнению решений Пражской и Берлинской конференций министров зафиксированы в ряде последующих официальных документах, представленных в 3 главе. Обращает на себя внимание рекомендательный характер текстов документов по Болонскому процессу. Это одна из важнейших характеристик современного международного нормотворчества. В силу добровольности участия в процессе европейской интеграции образования, демократических форм выработки и принятия документов они не являются директивными. Об этом свидетельствуют сами названия документов, в которых часто присутствует термин «рекомендации». Вместе с тем, сотрудничество по такому международному проекту, как Болонский процесс, безусловно, предполагает как можно более  точное  выполнение совместно принимаемых рекомендаций. 

Характерным примером являются рекомендации официального Болонского семинара: Пригодность к трудоустройству в контексте Болонского процесса, состоявшегося в Словении в октябре  2004 года. Этот документ вводит новый термит «пригодность к трудоустройству» под которым понимается совокупность учебных достижений (навыков, знаний и личностных качеств), повышающих вероятность трудоустройства и успешной работы выпускника в избранной им сфере трудовой деятельности в интересах самого выпускника, а также дальнейшего развития рабочей силы, общества и экономики в целом.

Болонский процесс вызвал появление целой волны новых терминов и понятий, принимаемых для обозначения новых правовых отношений. Поэтому  одной из важных задач данного сборника является предоставление вниманию специалистов в области образовательного законодательства, широкому спектру руководителей и работников образования всей совосупности новых понятий и терминов, многие из которых впервые  даются на русском языке, непосредственно в контексте официальных документов.

Россия подключилась к Болонскому процессу на четыре года позже многочисленной группы стран его инициировавших. Европейцы за эти годы проделали большую работу по осмыслению путей, методов и механизмов формирования общего образовательного пространства. Многое уже сделано и в практическом плане. Но и при этом наши европейские партнеры сетуют на то, что движение осуществляется не так  быстро, как этого хотелось бы. Экономические и социальные условия диктуют необходимость ускорения реформ. Поэтому составители сборника сочли нужным подготовить блок правовых документов Европейского Союза по реформированию образования. Выбор был сделан в пользу тех, которые оказывают наибольшее влияние на развитие Болонского процесса. Такие документы впервые переведены на русский язык. Они представлены в четвертой главе сборника. Ознакомление с этими документами позволяет глубже и всестороннее использовать опыт европейских реформ в условиях российской действительности.  Свидетельством взаимосвязи правовых документов Европейского Союза и Болонского процесса является применений в  них общей терминологии, использование единых критериев и принципов. Так, критерий «существенного различия в образовании» и термин квалификация, обещающий все документы об образовании и подготовке, впервые был применен в Европейских директивах по признанию. Директивы  составляют первую часть заключительной главы. В этом разделе представлен, практически, весь европейский правовой опыт осуществления признания дипломов/квалификаций в профессиональных целях.

Практика профессионального признания выделяет два основных варианта, различающихся правовой основой и субъектностью их осуществления, что влечет за собой существенные различия в процедурах признания.

         Первый случай, это юридически (de jure) устанавливаемое профессиональное признание иностранных квалификаций в целях получения занятости по так называемым регулируемым профессиям. Оно осуществляется в тех случаях, когда: либо данное направление подготовки, либо осуществление данного вида профессиональной деятельности регулируются законодательными актами страны, в которой испрашивается признание. В этом случае осуществление признания делегируется либо государственными органами, либо профессиональными ассоциациям и советам.

Второй, более распространенный и более простой по процедуре вариант - это фактическое (de facto) получение профессионального признания без его юридического установления. Подобное признание иностранных квалификаций в целях получения занятости по соответствующей профессии осуществляется в тех случаях, когда профессиональная деятельность или соответствующее образование не регулируются законодательными актами соответствующей страны или Директивами ЕС. В этих случаях решение о признании принимает непосредственно сам работодатель.

  Вторая часть четвертой главы посвящена такой злободневной теме, как качество образования. Здесь читатель также обратит  внимание на существование единства в подходах Европейского Союза и стран Болонского процесса к решению этой проблемы.

Третья часть  главы в сжатой форме дает представление о значении, которое придается в объединенной Европе образованию в решении вопросов повышения качества рабочей силы и обеспечения занятостью молодого поколения, а также всех видов  академической мобильности.

В четвертой части приводятся официальные документы, направленные на развитие европейского сотрудничества в сфере профессионального образования и подготовки кадров среднего звена.  В российской печати и в научных публикациях, к сожалению, Брюгге-Копенгагенский процесс на получил должного освещения. Представленные здесь Копенгагенская декларация и Резолюция Европейского совета об укреплении сотрудничества профессионального образования и подготовки в Европе, принятые в 2002 году, способствуют ликвидации этого пробела.

Декларация и Резолюция направлены на то, чтобы сделать профессиональное образование максимально привлекательным для молодежи, обеспечить конкурентоспособное качество подготовки в его институтах.. Разработка и осуществление интегрированной стратегии в этом секторе предполагает применение таких инструментов европейского признания и мобильности как:

·        Приложение к диплому/свидетельству о профессиональном образовани;

·        Систем Европейского трансферного кредита (ECTS) для признания периодов обучения за рубежом;

·        Европейский формат резюме (СV), позволяющий в систематизированном и более эффективном виде представлять индивидуальные квалификации и профессиональные умения;

·        Европасс, документ, в котором отражены знания и опыт, приобретенные как в формальном, так и в неформальном обучении и подготовке.

Брюгге-Копенгагенский процесс предусматривает углубление прозрачности и взаимного доверия сотрудничающих сторон. Этому будут способствовать принятие общих основных  принципов улучшения всей системы  признания квалификаций и компетенций, а также повышения качества европейского профессионального образования и подготовки в терминах «позиция-рейтинг» и «репутация». Данный процесс развивается «сверху в низ» с полномасштабным вовлечением в него социальных партнеров, способствуя совершенствованию квалификаций и компетенций в  отраслевом разрезе.

Главной составляющей пятой части являются документы о развитии института  обучения в течение жизни. Обучение в течение жизни должно стать реальностью для всех, таков основной лейтмотив этих документов. Важнейшей задачей этого института является предоставление населению всех возрастов равных и открытых возможностей для высококачественного обучения, приобретения широкого разнообразия образовательного опыта на всем пространстве Европы. Образовательные системы служат ключевым  звеном в  осуществлении такой концепции. Европейская Комиссия призвала государства-члены ЕС предпринять необходимые меры по трансформации систем образования и подготовки таким образом, чтобы исчезли барьеры между формальными и неформальными видами обучения. Для реализации этой концепции необходимо достижение более высокого уровня взаимодействия главных участников этой сравнительно новой сферы деятельности: бизнеса, социальных партнеров и учреждений образования. Такая стратегия осуществима только при соблюдении следующих двух условий: создание механизмов подтверждения и признания всех предшествующих видов обучения; формирование благоприятной среды обучения, открытой и доступной для каждого гражданина, и, в первую очередь, для групп населения с низкими стартовыми возможностями. Несмотря на некоторый прогресс в этом направлении на национальном уровне, очевидны недостатки в развитии обучения в течение жизни. Этот институт становится все более значимой целью реформ, поскольку рассматривается как совершенно необходимое условие достижения индивидуального успеха на рынке труда и общественного благосостояния в целом. Не менее важен он и для дальнейшего развития и укрепления демократических основ государств-членов ЕС.  Реформирование национальных систем квалификаций должно протекать с учетом потребностей в развитии института обучения в течение жизни. Новые системы дипломов/квалификаций всех уровней должны решающим образом способствовать его продвижению в практику. Кроме того, намечено интенсифицировать обмен опытом и информацией о достижениях каждой страны в этом направлении. Высказывается мнение о необходимости обеспечения постоянного и стабильного роста инвестиций в этот сектор подготовки.

Особую озабоченность у европейцев вызывает сфера исследований и технологий. Для этого имеются веские причины. Европейские страны расходуют на эти цели 1,9% ВВП, а в США -3% и привлекают меньше молодых талантов в исследования и технологические разработки. Сегодня в США учится вдвое больше европейцев, чем американских студентов в Европе. Европейский Союз «производит» докторов наук  (PhD) больше, чем США, но численность работающих исследователей здесь значительно ниже по причине недостаточно развитого рынка исследований. Коммюнике о Европейском пространстве научных исследований, представленное  в шестой части заключительной главы раскрывает проблемы развития науки и исследований в странах Европы, и пути их решения, в том числе правового характера.

Законодательная деятельность Европейского Союза направлена не на «формирование общей политики» в сфере образования и исследований, а на создание условий для плодотворного сотрудничества на политическом уровне. Инновационная стратегия развития образования и науки требует применения нового подхода к ее реализации, определенного как «открытый метод координации». Сотрудничество в широком спектре осуществляется посредством совместного определения целей, принятия и выполнения рекомендаций, коммюнике, различных рабочих документов, а также совместных пилотных проектов.

Дальнейшее изучение процессов европейской интеграции и реформирования в сфере образования и научных исследований принесет очевидную пользу нашей стране. С учетом схожего характера стоящих перед Европой и Россией проблем и вызовов, а также динамики развития взаимного сотрудничества, необходимость проведения таких исследований на систематической основе становится  более чем очевидной.



>> Наши публикации



Отправить отзыв...