На титульную страницу

О центре

Сети ENIC-NARIC

О Сетях ENIC-NARIC

Участники и Партнеры Сетей

Заявление и другие документы Сетей


Международно-правовые основы осуществления признания документов об образовании

Европейская Культурная Конвенция

Конвенции ЮНЕСКО

Совместная (Лиссабонская) конвенция Совета Европы и ЮНЕСКО по признанию

Болонский процесс

Многосторонние и двусторонние соглашения

Другие международно-правовые акты


Правовые основы признания образования и (или) квалификации

Федеральный закон
"Об образовании в Российской Федерации"

Рособрнадзор: основные функции

Постановления, приказы и положения

Положение о государственной аккредитации

Признание иностранного образования и (или) квалификаций в Российской Федерации

Признание иностранных квалификаций в РУДН

Подтверждение документов об образовании. Апостиль, консульская легализация


Российское образование

Федеральные органы управления

Государственный контроль качества образования

Система российского образования
Описание

Схема

Образцы документов об
образовании и дипломов

Статистика СП и ВП образования


Аккредитованные вузы и ссузы РФ

Публикации

Конференции, международные семинары и рабочие группы

English
   
>> Наши публикации | «США и Европейский Союз: конкуренция в образовании и исследованиях» ...


Геннадий Лукичев. Опубликовано в журнале "В мире науки", №10, 2003 г.


США и Европейский Союз: конкуренция в образовании и исследованиях


  На Лиссабонском совещании в марте 2000 г. главы государств и правительств стран Европейского союза (ЕС) провозгласили амбициозные цели: превращение Европы в регион «с наиболее конкурентоспособной и динамично развивающейся экономикой, основанной на знаниях с возрастающей занятостью, улучшающимся качеством жизни и расширяющимися социальными возможностями». На очередном саммите в Барселоне в марте 2002 г. руководители стран ЕС сделали существенное добавление к ранее поставленным целям: «Европейская система образования и подготовки кадров должна стать эталоном мирового качества[1]».

Почему возникла необходимость в постановке новой цели и как сегодня развивается образование и наука в ЕС?

Просчеты европейской системы образования

В итоговых документах Барселонского саммита подчеркивается, что образование и подготовка кадров играют решающую роль в достижении стратегических целей Евросоюза. Расчеты, проведенные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), полностью подтверждают этот вывод. Они показывают, что увеличение сроков обучения на один академический год обеспечивает прирост экономики страны на 5% в краткосрочной перспективе и на 2,5% - в долгосрочной. В 90-е годы не менее 0,5% экономического роста стран ЕС обеспечивалось фактором улучшения образования. Вместе с тем в ряде официальных документов прямо указывается, что в настоящее время страны ЕС несут потери, связанные с недостатком инвестиций в развитие человеческих ресурсов: сокращено государственное финансирование образования и исследований, ощущается острая нехватка частных инвестиций. Достижения образования и науки европейских стран, их огромный вклад в развитие общечеловеческого прогресса бесспорны, но в условиях глобальной конкуренции преимущество в этих сферах не всегда на их стороне. Почему так происходит?

В среднем страны ЕС тратят на нужды образования и подготовку кадров 5% внутреннего валового продукта (ВВП), что примерно соответствует уровню затрат США. Вместе с тем доля частных инвестиций в образование ЕС в 2000 г. составил 0,2% ВВП, в то время как в США - 1,2%. В результате в 2001 г. затраты на одного студента в ЕС были в два раза ниже, чем в США ($8,6 тыс. и $19,2 тыс. соответственно). Значительным источником финансовых ресурсов американских вузов являются добровольные перечисления от частных лиц и ассоциаций выпускников. Такая культура практически отсутствует в европейских странах.

В США в настоящее время существует примерно 4000 колледжей и университетов, из которых 550 обладают правом подготовки по докторским программам, причем 125 университетов относятся к категории исследовательских. Однако львиную долю всего объема исследований осуществляют только 50 из них и расходуют на эти цели большую часть выделенных государством средств. Именно исследовательские университеты получают финансирование на проведение НИОКР в рамках военного заказа, а частные фирмы отдают им предпочтение при заключении контрактов на разработку новых технологий.

Несмотря на высокую плату за образование, именно американские вузы пользуются наибольшей популярностью у зарубежных студентов. В 2000 г. в США училось 550 тыс., а в странах ЕС - 450 тыс. иностранных студентов[2].

Плата за обучение иностранных студентов стала важным источником доходов для вузов. Так, в 2000 г. университеты США получили $10280 млн. Достижения европейских стран выглядят значительно скромнее: Великобритания - $3758 млн. долл., Австралия -$2155 млн., Италия-$1170 млн., Канада -$796 млн., Новая Зеландия - $199 млн., Греция - $80 млн., Мексика - $29 млн[3].

Иностранные студенты в американских вузах отдают предпочтение таким дисциплинам, как инженерное дело, математика, информатика, естественные науки, причем многие продолжают образование по магистерским и докторским программам. Более 50% европейцев, обучающихся в США, по окончании вуза остаются работать в стране надолго, а многие - навсегда.

Европейское школьное обучение также уступает США, где число молодежи со средним образованием выросло с 70% в 1971 г. до 87% в 1999 г. В странах ЕС этот показатель варьируется в пределах 70-75%. Кроме того, европейские школьники отстают от заокеанских сверстников по степени готовности к требованиям рынка труда. Исследования показывают, что немаловажным для успешного вхождения молодежи во взрослую жизнь являются азы профессиональной подготовки, которые даются в старших классах. Так, лица, имеющие 12-13-летнее образование, имеют значительно больше шансов преуспеть, чем их товарищи, окончившие 9 классов. Кроме того, 51% американцев в возрасте от 25 до 64 лет имеют возможность продолжать обучение, повышать квалификацию или получать новую специальность. В Европе же эта цифра составляет лишь 40%.

Очевидно отставание европейцев и в области науки. Сегодня возможности и ресурсы европейских университетов значительно меньше, чем в США: страны ЕС ежегодно выделяют на проведение исследований и разработок 1,9% своего ВВП, в то время как США - 2,7%.

Что касается занятости, то американские исследователи, в отличие от европейских, не ограничиваются университетскими лабораториями. Рынок труда США предоставляет ученым широкие возможности получения работы в частных компаниях. Так, 83% американских исследователей работает в частном бизнесе, а в ЕС - не более 50%. В Америке распространен переход специалистов из частных компаний в университеты. В результате подобной мобильности научных кадров результативность исследований в США заметно выше. В Европе же взаимосвязь образования и исследовательской деятельности весьма слаба.

Существующая политика финансирования европейских университетов и уровень заработной платы работников высшего образования и науки не способствует привлечению высококвалифицированных кадров. В результате сокращается приток молодых специалистов на вузовские кафедры и в лаборатории.

Недостаточный вклад образования и исследований в экономическое развитие является причиной отставания объединенной Европы от США по показателю роста производительности труда. При этом в большинстве стран - кандидатов на членство в ЕС ситуация выглядит еще хуже.

Очевидно, что правительства европейских стран в одиночку, без участия бизнеса и граждан, не в состоянии обеспечить финансирование всех видов образования и исследований. Вместе с тем спрос на высококвалифицированную рабочую силу в ЕС существенно опережает темпы роста ее подготовки. Занятость и уровень оплаты труда напрямую зависят от уровня образования и профессиональной подготовки работников. В условиях нарастающей конкуренции объединенной Европе отведено совсем немного времени на формирование экономики, основанной на знаниях и взаимодействии вузов и бизнеса.

Планы и перспективы

Европейские правительства стремятся создать дополнительные возможности для привлечения инвестиций в развитие науки и образования. Определены и конкретные цифры: предполагается, что к 2010 г. доля расходов на образование достигнет 6-6,2% ВВП, а на исследования и научные разработки составит 3% ВВП. Ресурсная база должна быть расширена в первую очередь за счет частных поступлений. При должном стимулировании бизнес сможет взять на себя 2/3 общего прироста расходов на НИОКР. Ощутимые плоды принесло бы развитие культуры меценатства и пожертвований на нужды образования и науки. Рассматривается возможность перехода иностранных студентов на преимущественно платное обучение.

В 2000 г. Европейская комиссия поставила перед сообществом задачу формирования европейской зоны научных исследований как ключевого компонента успешного развития экономики ЕС. С целью сокращения оттока талантливой молодежи за океан Европейская комиссия в 2002 г. инициировала специальную программу, рассчитанную на период до 2010 г. и направленную на обеспечение перспективных специалистов высокооплачиваемой работой в европейских вузах и исследовательских центрах. Бюджет программы составляет 1,6 млрд. евро.

На Всемирной конференции по науке, проходившей в 1999 г. в Будапеште, было решено рассмотреть предложение по учреждению Международной программы по фундаментальным наукам, состояние которых не отвечает требованиям времени. В 2003 г. ЮНЕСКО образовало комиссию под председательством известного германского физика Хертвига Шоппера, в прошлом директора CERN. Эти решения указывают на серьезную озабоченность состоянием фундаментальных научных исследований, в первую очередь в развитых странах. Предложения и рекомендации комиссии будут изложены перед генеральной ассамблеей ЮНЕСКО и доведены до сведения правительств стран большой восьмерки.

Ведется дискуссия о принципиальном изменении университетского менеджмента с целью повышения эффективности управления ресурсами, а также о расширении автономных прав вузов и обеспечении полной прозрачности их деятельности.

Многие европейские эксперты высказывают сомнения в актуальности Гумбольтовской модели для всех 3300 вузов ЕС, основанной на единстве и равнозначности образования и исследований. Они считают, что вузы постепенно обретают специализацию: обучение и подготовка специалистов, осуществление стратегии регионального развития, послевузовское образование и т.д.

Учитывая, что 70% прироста населения ЕС в ближайшем будущем будет обеспечиваться за счет иммигрантов, перед образованием ставится новая серьезная задача: обеспечить интеграцию иностранных работников и их семей в европейские социумы.


[1] The role of the universities in the Europe of knowledge. Commission of the European Communities. Brussels, 05.02.2003.

[2] 2 European Commission, DG RTD, Key Figures 2002.

[3] 3 Education Policy Analysis, OECD 2002, p. 99.


>> Наши публикации



Отправить отзыв...