На титульную страницу

О центре

Сети ENIC-NARIC

О Сетях ENIC-NARIC

Участники и Партнеры Сетей

Заявление и другие документы Сетей


Международно-правовые основы осуществления признания документов об образовании

Европейская Культурная Конвенция

Конвенции ЮНЕСКО

Совместная (Лиссабонская) конвенция Совета Европы и ЮНЕСКО по признанию

Болонский процесс

Многосторонние и двусторонние соглашения

Другие международно-правовые акты


Правовые основы признания образования и (или) квалификации

Федеральный закон
"Об образовании в Российской Федерации"

Рособрнадзор: основные функции

Постановления, приказы и положения

Положение о государственной аккредитации

Признание иностранного образования и (или) квалификаций в Российской Федерации

Признание иностранных квалификаций в РУДН

Подтверждение документов об образовании. Апостиль, консульская легализация


Российское образование

Федеральные органы управления

Государственный контроль качества образования

Система российского образования
Описание

Схема

Образцы документов об
образовании и дипломов

Статистика СП и ВП образования


Аккредитованные вузы и ссузы РФ

Публикации

Конференции, международные семинары и рабочие группы

English
   
>> Наши публикации | «Болонский процесс формирует новую модель образования» ...

Опубликовано: ПОИСК - еженедельна газета научного сообщества, № 22 (784), Москва, 4 июня 2004 г.


Болонский процесс формирует новую модель образования

Геннадий А. Лукичев, к.э.н., директор ГУ "НИЦ АПМ Минобразования России"

Подъем по спирали


        Переход к массовому высшему образованию поставил в прошлом десятилетии перед европейскими государствами серьезные проблемы. Возникла острая, все возрастающая нехватка бюджетных средств. Возможности покрытия такой нехватки в перспективе полностью исключены хотя бы по причине опережающего роста численности студенческого контингента. Есть и другие причины: падение темпов экономического развития, увеличение расходов на техническую оснастку вузов, рост стоимости учебной инфраструктуры и т.д. Новые условия вызвали необходимость переосмысления сложившихся реалий и принятия на этой основе адекватных решений. В частности, было сделано заключение о том, что не все выпускники средней школы нуждаются в продолжительных непрерывных программах университетского уровня, не все могут освоить их в какой-то конкретный период времени. Большинству из них для успешного начала профессиональной карьеры вполне достаточно или освоения сравнительно коротких университетских программ, соответствующих уровню бакалавра, или профессиональной подготовки в учебных заведениях неуниверситетского уровня.
        Позже, если у кого-то из обладателей бакалаврских квалификаций и выпускников профессиональных неуниверситетских программ возникнет потребность продолжить образование, им будут предоставлены широкие и разнообразные возможности, открываемые модернизированной системой образования, - прежде всего, на различных курсах профессиональной подготовки и программах обучения в течение жизни, а также в магистратуре. Как правило, все они предоставляются на условиях полной или частичной оплаты. При этом профессионал сможет многократно в ходе своей карьеры возвращаться "за парту" прямо в своей фирме (корпоративная организация обучения), в вузе или институте повышения квалификации и периодически наращивать свои теоретические знания и практические навыки.
        Поэтому институт обучения в течение жизни - это неотъемлемая составляющая новой модели образования и обучения, формируемая в рамках Болонского процесса. По существу, дальнейшее успешное развитие массового высшего образования (в основе которого лежат сравнительно короткие программы профессиональной подготовки) невозможно без твердого становления и уверенного развития института обучения в течение жизни.
        Одновременно к современной модели образования предъявляются требования максимальной отзывчивости и гибкости, способности проявления адекватной реакции на меняющиеся условия рынка. Поэтому особенно актуальным становится внедрение цикличной (многоуровневой) системы национальных квалификаций высшего образования. Среди крупных стран Болонского процесса наиболее полно соответствует этим требованиям Великобритания, чья система образования уверенно демонстрирует свою успешность.


Прибавляйте частями, но чаще


        Сегодня бакалаврские программы рассматриваются как начало высшего профессионального образования, как его базис. Далее профессиональная подготовка может и должна многократно наращиваться в течение жизни. А для части обладателей бакалаврских квалификаций именно магистерские программы, отличающиеся своей университетской фундаментальностью, могут стать вариантом института обучения в течение жизни на одном из главных этапов профессиональной карьеры.
        Опыт образования многих стран показал, что эффективнее давать хорошо структурированную в соответствии с практическими потребностями теоретическую подготовку частями. То есть наращивать ее на основе базовой подготовки посредством циклического возвращения профессионала к обучению, с учетом его индивидуального опыта и понимания потребностей в новых фундаментальных знаниях. Рыночно ориентированный спрос на знания способствует развитию самой системы обучения в течение жизни, для которой сегодня характерны прагматизм, ориентация на текущие потребности в подготовке кадров.
        Если многообразие программ обучения на протяжении жизни (неформальное образование) служит инструментом решения краткосрочных задач в производстве и передаче знаний и осуществляет "тонкую" подстройку кадров под изменяющиеся условия рынка труда, то формальное образование в техникумах и вузах - это мощный инструмент среднесрочной и долгосрочной стратегии развития людских ресурсов. Такова суть взаимодополнения и взаимосвязи этих двух подсистем современного образования.
        Вместе с тем Болонский процесс не ведет к принятию обязательств полностью ликвидировать непрерывные 5-6-летние программы обучения в высшей школе. Никто, например, не посягает на продолжительность программ медицинского образования, а также на программы подготовки кадров для научных исследований и отдельных высокотехнологичных производств. Но это исключения, причем хорошо обоснованные. Страны Европейского союза координируют количество и состав таких программ в ходе мероприятий Болонского процесса.
        Возникает законный вопрос: на основании чего в Европе решили, что для получения диплома бакалавра по большинству направлений достаточно три, а не четыре года, как в США? Несмотря на то что в Европе по бакалаврским программам предполагается осуществлять подготовку 70-80 процентов профессионалов-специалистов с высшим образованием. Ответ простой. Европейцы убеждены, что их школьное образование лучше, чем в США. Школьные программы европейских стран помимо своей основательности дают солидную профессиональную ориентацию (базовые знания по укрупненным группам профессий) для будущих студентов вузов. И такая позиция европейцев вполне оправданна. Об этом свидетельствуют выводы многочисленных сопоставительных исследований.
        В контексте формирования новой модели образования в Европе по-новому определяется и роль неуниверситетского сектора профессиональной подготовки. Происходит снижение барьеров между программами университетского и неуниверситетского уровней, усиливается политика трансферта (зачета) знаний при переходе выпускников неуниверситетского сектора третичного образования в университетский.


Успех - мерило качества?


        Изменения в системах образования требуют по-новому строить и развивать механизмы обеспечения качества образования в целом и конкретных образовательных программ в частности. Вероятно, частично могут быть использованы и прежде существовавшие механизмы. Они базировались, в основном, на гарантированной достаточности бюджетного финансирования для обеспечения выверенного и отлаженного временем учебного процесса исходя из расчета затрат на одно студенческое место. Новая ситуация характеризуется серьезными отличиями. Назовем основные:
нехватка бюджетного финансирования для полного покрытия затрат на каждое студенческое место, которые могли бы гарантировать качество образования, и привлечение для этих целей средств семей или самих учащихся (магистерские программы);
цикличность (дробность) учебных программ и их растущее многообразие;
возросшая гибкость программ, их быстрое обновление.
        В европейских странах создание новых механизмов контроля качества образования находится в начальной стадии. Важнейший методический акцент при этом сделан на критерии профессиональных компетенций - иными словами, реальной готовности выпускников вуза успешно работать по специальности. Отсюда важной составляющей таких механизмов становится участие представителей сообщества работодателей, непосредственно использующих "продукцию системы образования", в формулировании ее задач и оценке деятельности. Само же качество образования оценивается не в последнюю очередь с позиции успешности выпускников того или иного вуза в их профессиональной работе.


Одного диплома мало


        В России ситуация в образовании во многом схожа с той, которая наблюдается в странах Европы. Хотя есть и существенные отличия. У нас:
        Нехватка бюджетного финансирования для нужд образования острее. Если средний показатель уровня бюджетного финансирования в Европе приближается к 5% от ВВП, то в России он ниже 4%.
        Численность студенческого контингента растет более высокими темпами. В странах Европейского союза за 1990-е годы студенчество увеличилось примерно на 40%, а в России за период с 1993 по 2002 год - более чем вдвое.
        Доля работающих по специальности ниже. По результатам опроса, проведенного Российским общественным советом по образованию, только 40% обладателей вузовских дипломов признают, что работают по специальности. В странах Европы этот показатель почти в 2 раза выше.
        Подсистема неформального образования практически отсутствует. Хотя и Европа уступает США по показателям эффективности института обучения на протяжении жизни, там неформальное образование уже стало реальным фактором формирования человеческого капитала. На этой подсистеме страны Европейского союза фокусируют внимание при переходе на новую модель образования. В России мы этим только начинаем заниматься.
        Актуальность модели образования, воплощаемой в рамках Болонского процесса, для России значительно выше, чем для государств, его инициировавших. Необходимы систематизированные усилия по ее реализации в нашей стране с учетом собственных особенностей и одновременно общеевропейского движения по этому пути. Реализация новой модели, потребность в которой у нас ощущается также значительно острее, чем в Европе, позволит, наконец, наладить взаимодействие рынка труда и сферы образования.


>> Наши публикации



Отправить отзыв...