На титульную страницу

О центре

Сети ENIC-NARIC

О Сетях ENIC-NARIC

Участники и Партнеры Сетей

Заявление и другие документы Сетей


Международно-правовые основы осуществления признания документов об образовании

Европейская Культурная Конвенция

Конвенции ЮНЕСКО

Совместная (Лиссабонская) конвенция Совета Европы и ЮНЕСКО по признанию

Болонский процесс

Многосторонние и двусторонние соглашения

Другие международно-правовые акты


Правовые основы признания образования и (или) квалификации

Федеральный закон
"Об образовании в Российской Федерации"

Рособрнадзор: основные функции

Постановления, приказы и положения

Положение о государственной аккредитации

Признание иностранного образования и (или) квалификаций в Российской Федерации

Признание иностранных квалификаций в РУДН

Подтверждение документов об образовании. Апостиль, консульская легализация


Российское образование

Федеральные органы управления

Государственный контроль качества образования

Система российского образования
Описание

Схема

Образцы документов об
образовании и дипломов

Статистика СП и ВП образования


Аккредитованные вузы и ссузы РФ

Публикации

Конференции, международные семинары и рабочие группы

English
   
>> Наши публикации | «Трансграничное образование» ...

"Высшее образование сегодня", № 4, Москва, 2004г.


Императив модернизации: международное измерение

Трансграничное образование

Геннадий Лукичев, директор ГУ "НИЦ АПМ Минобразования России"



НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ НОВОГО ВЕКА


      XХI век станет - а во многом уже становится - временем широкого использования новых форм и технологий в образовании. Это объясняется следующими причинами.
      Первое. По самой консервативной оценке, объем информации или накопленных знаний удваивается каждые 14 лет. Обработать, систематизировать и использовать такие нарастающие объемы информации (знаний), в том числе и в учебных целях, без современной компьютерной техники уже невозможно.
      Второе. Технический прогресс позволяет полностью разделить во времени и пространстве процессы создания и передачи учебной информации и ее индивидуального потребления в интерактивном режиме.
      Третье. Потребность пожизненного обучения современного работника посредством использования многообразных форм образования, вставшая сегодня перед обществом во всей полноте, может быть реализована только с применением новых технологий.
      Четвертое. Уровень конкурентоспособности образования разных стран по целому ряду направлений сильно отличается.
      Неоднократное возвращение в той или иной форме в образовательный процесс становится нормой для профессиональной карьеры. Поэтому переход от линейной модели формирования человеческого капитала к циклической приобретает всемирный масштаб. В высокоразвитых странах в ближайшие десятилетия каждый работник на протяжении своей карьеры будет вынужден неоднократно менять место работы либо даже ее профиль. Такое явление будет сопровождаться растущим спросом на получение дополнительного образования.
      Постоянно увеличивается и доля выпускников средних школ, поступающих в вузы. Уже сегодня во всем мире не менее 30% их числа получают послесреднее образование. В высокоразвитых странах этот показатель значительно выше, и в дальнейшем он будет неуклонно возрастать. Поэтому финансовая нагрузка по статье "образование" становится все более тяжелой для бюджетов и правительств даже наиболее развитых стран, увеличивается ее вес и в семейных расходах.
      При традиционном подходе к развитию послесреднего образования, особенно в странах с быстрорастущим населением, возникает необходимость в грандиозном строительстве учебных зданий и инфраструктурных сооружений. Это сопряжено с колоссальными затратами. Финансовые, временные и другие ограничения, обусловленные масштабной подготовкой и переподготовкой работников, могут быть преодолены с использованием новых технологий.
      Одним из следствий указанных процессов становится появление такого феномена, как транснациональное образование - ТГО (1) . Под транснациональным, или трансграничным, образованием подразумеваются все виды программ высшего образования, или курсов обучения, или образовательных услуг, включая дистанционное образование, при осуществлении которых обучаемые находятся в другой стране, нежели та, где расположен вуз, присваивающий квалификацию. Программы могут принадлежать образовательной системе зарубежной страны или быть реализованы независимо от какой-либо национальной системы образования. В данной статье мы будем пользоваться более распространенным термином "трансграничное образование" (transborder education).
      Будучи прямым результатом интернационализации, ТГО тесно связано с применением новых информационных технологий. Оно знаменует собой реальный переход к этапу глобализации образовательных рынков, который сопровождается всеми проявлениями борьбы за рынки. А делить есть что. Спрос на высшее образование в мире ежегодно растет на 6% со значительным опережением услуг ТГО. Если в 2003 году зарубежное образование во всех его формах получали чуть более 2,0 млн студентов, то в 2025 году таковых ожидается 7,2-7,3 млн человек, существенная часть которых будет обучаться по программам ТГО.
      Образование становится трансграничным и благодаря применению вузами наиболее развитых стран разнообразных способов продвижения за рубежом собственных учебных программ в традиционной форме, в первую очередь путем создания представительств, филиалов и даже кампусов. Последствия этого феномена еще не исследованы, хотя его масштабы быстро возрастают.
      Развитие ТГО и рост международной академической мобильности позволяют рассматривать высшее образование не только как вид общественных услуг, но и как важный сегмент международной торговли. Все это стало причиной рассмотрения ряда международно-правовых и организационных вопросов, вызываемых трансграничным образованием, на многочисленных конференциях, а также и дебатов Всемирной торговой организации (ВТО). Дебаты в рамках ВТО и другие международные обсуждения по рассматриваемому поводу неизменно в центре внимания. Первое место в них занимают взаимоотношения между страной, экспортирующей свои образовательные услуги, и страной, которая принимает их на своей территории. По правилам ВТО государства - члены организации не должны создавать препятствий и искусственных преград для приема (импорта) на своей территории товаров и услуг, в том числе образовательных. Все разногласия, в свою очередь, вызывают необходимость партнерского поиска взаимоприемлемых решений возникающих разногласий, систематического учета деятельности институтов трансграничного образования и обеспечения качества предлагаемых ими услуг. Именно качество образовательных услуг, их реальная конкурентоспособность рассматриваются международными организациями как главные критерии участия в этом новом, быстрорастущем рынке. Такие критерии закладываются и в основу принципов признания документов, выдаваемых институтами ТГО. Необходимо также отметить, что правительство США с особым вниманием относится к развитию ТГО, подчеркивая как неприемлемое для международной практики создание ограничений для деятельности своих институтов ТГО на территории любой страны. Подчеркивается, что в США строго соблюдаются принципы информационной открытости и обеспечения качества трансграничного образования, что и является основанием их будущей экспансии.
      Разночтения в трактовке отдельных основополагающих понятий, допускаемые в странах, экспортирующих и импортирующих образовательные услуги, и неопределенность организационных и правовых аспектов новых форм высшего образования создают проблемы и для функционирования самих транснациональных институтов. Ситуации такого рода уже были причинами отдельных конфликтов между странами. Наибольшей остроты они достигали по вопросам правового статуса институтов транснационального образования в принимающей стране и признания выдаваемых ими дипломов.
      Европейский центр по высшему образованию ЮНЕСКО, Совет Европы и Европейская Комиссия при участии Сети ENIC/NARIC ведут работу по решению международно-правовых проблем развития ТНО. Ее первый результат - "Кодекс добросовестной практики при предоставлении транснационального образования"(2) , принятый в 2001 году. Наряду с ВТО ЮНЕСКО и ОЭСР уделяют первостепенное значение этому вопросу. Уже состоялся ряд конференций и запланировано проведение новых международных совещаний, призванных разрешить проблемы качества и детального информационного обеспечения деятельности институтов ТГО.
      Под эгидой Европейского центра по высшему образованию ЮНЕСКО действует Международная рабочая группа по ТНО, созданная в 2003 году решением совместного заседания представителей национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности, входящих в Сеть ENIC/NARIC. Ее основная задача - разработка механизмов информационного обеспечения деятельности институтов транснационального образования, которые могут быть использованы странами, участвующими в Болонском процессе. Наряду с четырьмя наиболее продвинутыми странами региона Европы Россия имеет своего эксперта в рабочей группе и активно участвует в ее мероприятиях. В этой связи Министерство образования Российской Федерации направило соответствующим вузам циркулярное письмо, предписывающее предоставить информацию о своем участии в ТГО(3).


ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


      Установлено, что не менее 75% экспорта посредством ТНО осуществляется в форме франчайзинга образовательных программ зарубежными филиалами вузов и представительствами институтов дистанционного образования. Валидация, зарубежный кампус и корпоративные образовательные подразделения - другие наиболее используемые организационно-правовые формы предоставления транснационального образования. Образовательные программы ТНО осуществляются в традиционной версии, виртуально и в комбинированных вариантах.
      Вполне определенно сформировались основные направления (сферы) развития европейского ТНО. К ним в первую очередь относится бизнес-образование, включающее МВА. Далее следуют информационные технологии и компьютерные науки, а также изучение наиболее распространенных языков. Наибольшая эффективность ТНО достигается в неуниверситетском образовании чисто прикладного характера, в особенности в обучении в течение жизни.
      Дальнейшая глобализация сферы распространения ключевых профессий ведет к усилению рассматриваемой тенденции. Особенно наглядно это проявляется в бухгалтерском деле и соответствующих ему видах подготовки и переподготовки. Вместе с тем ТНО начало проникать и в университетский сектор, связанный с фундаментальным образованием, прежде всего посредством развития магистерских программ второго цикла. Значительно меньше востребованы его возможности в предоставлении программ высшего образования первого цикла (бакалавриат).


НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ - НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ


      Почему несмотря на существующие сложности транснациональное образование столь успешно развивается?
      Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, транснациональное образование заметно расширяет возможности индивида по доступу к обучению и профессиональной подготовке в очень широком спектре. Во-вторых, его появление на образовательном ландшафте любой страны приводит к повышению уровня конкуренции среди учебных заведений традиционного типа, что позитивно сказывается на образовательной сфере в целом. Отметим при этом, что страна - экспортер ТНО обеспечивает образовательным услугам своих учебных заведений большую конкурентоспособность на мировом рынке, что создает серьезный источник новым экспортным доходам. Следует со всей определенностью отдавать отчет в том, что именно возможности для получения дополнительных доходов служат сильнейшим стимулом развития транснационального образования.
      Однако новое явление вовсе не безоблачно. Транснациональное образование влечет за собой целый букет новых проблем. Прежде всего они возникают в связи с деятельностью образовательных институтов, не получивших официального признания местных властей. Нередко разрешение на их деятельность не предоставляется с превентивными целями: не допустить на территорию своего государства проникновения низких стандартов образования, не получивших национального или международного одобрения.
      Отсутствие достоверной информации о провайдерах ТНО и трудности идентификации стандартов качества предоставляемых ими программ вызывают необходимость принятия мер по защите прав потребителей. Имеют место и случаи появления недобросовестных провайдеров, заведомо не придерживающихся критериев качества. Время от времени под видом институтов ТНО появляются распространители фальшивых документов об образовании, так называемые "фабрики дипломов", которые под видом предоставления образовательных услуг ведут незаконную деятельность. Факты такого рода бросают тень на учреждения образования стран, от лица которых они выступают, и прежде всего наносят огромный ущерб их репутации. Разумеется, в жестком пресечении такой деятельности заинтересованы все стороны.
      При оценке такого сложного явления, как транснациональное образование, следует воздерживаться от применения простых оценочных категорий "плохо" - "хорошо". Очевидно, что оно обладает большим, еще далеко не раскрывшимся потенциалом и способно внести весомый вклад в формирование человеческого капитала.


ТРАНСГРАНИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТРАНАХ - УЧАСТНИЦАХ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА


      Европейские страны отличаются высокой степенью привлекательности для провайдеров транснационального образования.
      Известно, что чем менее гибкой является национальная система образования, тем больше простора она предоставляет для ТНО. Поэтому в странах, где учебные заведения дают своим питомцам квалификации, в наименьшей степени соответствующие реальным потребностям, общепризнанным стандартам качества и международному уровню, в наибольшей степени востребованы альтернативные источники и пути получения образования. И напротив, чем более гибкой, признанной за рубежом является система образования конкретной страны, тем более велики ее шансы в продвижении услуг транснационального образования.
      Наиболее сильные позиции в экспорте образовательных услуг в Европу посредством ТНО занимают Великобритания и США. Именно Великобритания добилась наибольших успехов в глобальном продвижении своих образовательных программ среди участников Болонского процесса. В последние годы заметно повышается активность в сфере транснационального образования и в других европейских странах. Франция и Германия развивают его прежде всего в целях продвижения своих языков и культуры, а также создания перспективного источника доходов. Так, например, в 2000 году Федеральный департамент исследований Германии анонсировал проект по экспорту образовательных программ и выделению значительных средств на создание для их реализации независимых центров за рубежом. Совет по финансированию высшего образования Великобритании в 2002 году инициировал широкую программу обучения зарубежных граждан через Интернет.
      Деятельность институтов транснационального образования направлена в первую очередь на развивающиеся страны и страны Восточной и Центральной Европы, поскольку страны Западной Европы представляют "зрелую рыночную экономику". В составе относительно давних членов Евросоюза выделяется Греция, импортирующая программы ТНО в заметных масштабах. Напротив, наименьшее распространение оно получило в Скандинавских странах.
      Констатируя более значительную роль ТНО в странах Центральной и Восточной Европы, приходится признать, что деятельность его институтов в них не всегда соответствует положениям "Кодекса добросовестной практики предоставления транснационального образования". Органы управления образованием многих стран с переходной экономикой зачастую не в состоянии контролировать деятельность нелицензированных и непризнанных провайдеров ТНО на территории своих государств. Их озабоченность вызывает прежде всего активность институтов дистанционного и открытого образования. При этом отмечается, что граждане, получающие услуги дистанционного и открытого образования, нуждаются в защите своих потребительских прав, поскольку получаемые ими услуги не имеют гарантированного качества. Еще более серьезной причиной для озабоченности является вероятность снижения национальных стандартов качества образования под воздействием ТНО, особенно если учитывать незавершенность формирования систем обеспечения качества в этих странах. Вместе с тем представители большинства стран не отрицают позитивного потенциала транснационального образования и наличия перспектив для его дальнейшего развития.
      Потенциал ТНО возрастает по мере глобализации, которая объективно ускоряется действиями Европейского центра по высшему образованию ЮНЕСКО, Совета Европы, Европейской Комиссии и других международных европейских организаций. Ярким свидетельством тому служит Болонский процесс. Поэтому всем странам - участницам этого процесса предстоит еще раз серьезно задуматься о возможностях расширения экспорта качественных образовательных услуг, в том числе и посредством институтов ТНО, о соотношении традиционных и нетрадиционных форм образования, о перспективах привлечения студентов из других регионов мира и в целом о конкурентоспособности национального образования.
      Европейский подход к экспорту образовательных услуг подразумевает заведомое предотвращение конфликтов с национальным законодательством импортирующих стран. Что касается стран-импортеров, то им рекомендовано провести анализ причин распространения ТНО с тем, чтобы адаптировать его к местным условиям мерами законодательного характера с позитивным эффектом для экономики и образования.


ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


      В странах Болонского процесса, как было показано, нет стремления к запрету транснационального образования. Более того, ярко выражено намерение достичь ясности и информированности о его содержании, формах и результатах.
      Практически повсеместно отмечаются трудности в установлении национального контроля за развитием транснационального образования и деятельностью зарубежных провайдеров. Наибольшую сложность представляют провайдеры, не имеющие национальной принадлежности и осуществляющие виртуальные программы. Тем более что в большинстве европейских стран еще не выработаны законодательные акты либо иные нормативные положения, устанавливающие порядок контроля над экспортерами и импортерами ТНО. В некотором смысле исключением являются Великобритания и Швеция. В этих странах для поощрения транснационального образования и повышения его стандартов используются механизмы обеспечения качества предоставляемых программ и кодексы добросовестной практики ТНО.
      Все же основными инструментами решения возникающих проблем являются: а) информационная обеспеченность (транспарентность) деятельности провайдеров транснационального образования; б) использование ясных и недискриминационных процедур лицензирования и аккредитации как самих транснациональных образовательных институтов, так и осуществляемых ими программ. Информация о программах транснационального образования должна быть изложена в терминах практической ценности получаемой подготовки.
      К сожалению, следует отметить, что далеко не все провайдеры стремятся пройти эти процедуры, предпочитая оставаться за их рамками. Без сомнения, распространение достоверной информации об аккредитационном статусе провайдеров транснационального образования - один из эффективнейших методов контроля его качества. Такая практика активно используется в Голландии, Швеции и Швейцарии, давая положительные результаты. Швеция является единственной европейской страной, ясно сформулировавшей национальную политику признания квалификаций/дипломов, полученных в рамках транснационального образования. Возможны варианты принятия национальных кодексов добросовестной практики его предоставления по примеру Великобритании и Австралии(4).
      В странах Болонского процесса, в том числе и в России, нет специальных законодательных актов, регулирующих транснациональное образование (экспорт и импорт). Это вызвано сложностями практического законодательного регулирования, например интернет-образования, да и других форм ТНО. Вместе с тем у институтов - поставщиков транснациональных образовательных услуг всех без исключения стран мира не всегда благополучно складываются отношения с национальными органами власти стран-импортеров. Происходит это в результате неурегулированности их деятельности в современной законодательной практике и наличия отдельных случаев нарушения национальных правовых норм поставщиками транснационального образования.
      Тезис о том, что транснациональная деятельность в образовании может регулироваться только путем реализации транснационального подхода в решении возникающих проблем, был положен в основу действий названной выше международной рабочей группы. Ожидается, что уже в этом году результатом ее усилий станет общая база данных об экспортерах и импортерах транснациональных образовательных услуг Великобритании, Канады, Чехии, России и США. Ожидается, что в дальнейшем к участию в создании и ведении базы данных присоединятся остальные страны региона Европы.


РОССИЯ И ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


      Россия, как и другие высокоразвитые страны, в минувшем десятилетии встала на путь развития транснационального образования. Сделаны первые шаги, приобретен некоторый опыт. Имеются достижения и ошибки. Если выражаться образно, то сегодня транснациональные образовательные услуги в обширном море российского образования предстают едва заметным течением, которое только-только обозначило себя.
      Очевидно, что имеются серьезные предпосылки для того, чтобы образовательные услуги из России были все шире и шире представлены за рубежом. Вероятно, одновременно программы отдельных зарубежных институтов транснационального образования, обладающих бесспорной репутацией, станут реальностью нашего образовательного пространства.
      В настоящее время образовательные программы для граждан зарубежных стран реализуют около 20 российских вузов. Для обучения по этим программам базовым является русский язык. Разумеется, это предполагает преобладание обучаемых из стран СНГ. Но имеются примеры успешного продвижения российских образовательных программ в Израиле, Южной Корее, а также в Китае, где сложился самый крупный рынок ТНО.
      Приходится констатировать скромный и все еще небесспорный характер достижений наших провайдеров транснационального образования в странах Болонского процесса. Но при должной настойчивости и активности эта ситуация может измениться, по крайней мере в странах Восточной и Центральной Европы. Несомненный интерес для продвижения российских образовательных услуг представляют страны Южной Азии и отдельные страны Арабского Востока, например Сирия.
      На территории самой России некоторым успехом пользуются программы Открытого университета. В наших университетах, в частности, в Московском филиале Французского университетского колледжа, начали реализовываться программы зарубежных вузов.
      Для адекватного использования возможностей образования в России необходимо:

  1. Вести решительную борьбу с "фабриками дипломов" и недобросовестными провайдерами транснационального образования. Это следует осуществлять законодательными мерами, прежде всего посредством "защиты имени вуза" и его права на выдачу дипломов;
  2. Полнее использовать весь инструментарий обеспечения качества в отношении провайдеров образовательных услуг;
  3. Активнее использовать интернациональные определения и терминологию для транснационального образования. По крайней мере, национальная терминология должна быть максимально адаптирована к международной. Это будет способствовать созданию норм регулирования ТНО, отвечающим специфике самого явления;
  4. Исследовать ТНО и проводить мониторинг его развития для принятия адекватных и координированных в международном масштабе действий;
  5. Принимать участие в международных форумах по ТНО.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


      Транснациональное образование - это очевидный вызов национальным системам обеспечения качества образования. Исходя из позиции обеспечения прав потребителей, к ТНО необходимо применять процедуры лицензирования и оценки качества, проводить мониторинг функционирования его институтов. Быстрое развитие транснационального образования вызывает необходимость применения по отношению к этому явлению транснациональных форм и методов регулирования. Создаваемые в настоящее время международные базы данных об аккредитованных вузах разных стран, в том числе о провайдерах транснационального образования, в значительной степени будут способствовать решению этого вопроса. Работа по их созданию только началась, и она будет проводиться на систематической основе.


ЛУКИЧЕВ Геннадий Алексеевич - кандидат экономических наук, директор Национального информационного центра по академическому признанию и мобильности Минобразования России, руководитель Научно-информационного центра зарубежного образования Российского университета дружбы народов, член Европейской ассоциации зарубежного образования. Опубликовал более 100 научных работ, из которых более 40 посвящены современным проблемам развития образования за рубежом, в том числе в странах Болонского процесса.


Транснациональное образование - все виды программ высшего образования или курсов обучения, или образовательных услуг, включая дистанционное образование, при реализации которых обучаемые находятся не в той стране, где расположен вуз, присваивающий дипломы/квалификации. Программы транснационального образования могут принадлежать образовательной системе зарубежного государства либо предоставляться независимо от какой-либо национальной системы образования

Франчайзинг - предоставление зарубежному провайдеру (образовательному учреждению, юридическому лицу) исключительных прав на осуществление собственной образовательной программы за рубежом

Валидационное соглашение - образовательная программа, осуществляемая за рубежом национальным провайдером без образования нового юридического лица, по окончании которой выдается диплом зарубежного вуза - поставщика программы

Зарубежный кампус - осуществление образовательной программы в вузе-филиале или кампусе, на который распространяются права собственности зарубежного поставщика данной программы

Корпоративное соглашение - провайдер образовательной программы, учрежденный (или являющийся подразделением) транснациональной коммерческой корпорацией (холдинговая компания), которая с его помощью осуществляет собственные образовательные программы, включая и программы, реализуемые за рубежом исключительно для корпоративных нужд


Подробнее см.:
1. Лукичев Г.А. Транснациональное образование // Вестник РУДН. Серия Юридические науки. 2002. № 1. С. 71-75.
2. См.: http://www.russianenic.ru/int/lisbon/3.html.
3. См.: http://www.russianenic.ru/conf/dbase/index.html.
4. The Recognition, Treatment, Experience and Implications of Transnational Education in Central Europe 2002-2003, report undertaken by Stephen Adam for the Hogskoleveket, Swedish National Agency for Higher Education. 2003, UK.




>> Наши публикации



Отправить отзыв...