На титульную страницу

О центре

Сети ENIC-NARIC

О Сетях ENIC-NARIC

Участники и Партнеры Сетей

Заявление и другие документы Сетей


Международно-правовые основы осуществления признания документов об образовании

Европейская Культурная Конвенция

Конвенции ЮНЕСКО

Совместная (Лиссабонская) конвенция Совета Европы и ЮНЕСКО по признанию

Болонский процесс

Многосторонние и двусторонние соглашения

Другие международно-правовые акты


Правовые основы признания образования и (или) квалификации

Федеральный закон
"Об образовании в Российской Федерации"

Рособрнадзор: основные функции

Постановления, приказы и положения

Положение о государственной аккредитации

Признание иностранного образования и (или) квалификаций в Российской Федерации

Признание иностранных квалификаций в РУДН

Подтверждение документов об образовании. Апостиль, консульская легализация


Российское образование

Федеральные органы управления

Государственный контроль качества образования

Система российского образования
Описание

Схема

Образцы документов об
образовании и дипломов

Статистика СП и ВП образования


Аккредитованные вузы и ссузы РФ

Публикации

Конференции, международные семинары и рабочие группы

English
   
>> Наши публикации | «Болонский процесс: исходные позиции образования и науки Европейского Союза» ...

ПОИСК - еженедельна газета научного сообщества, № 35, Москва, 31 августа 2003г.


Болонский процесс: исходные позиции образования и науки Европейского Союза

Геннадий Лукичев, директор ГУ "НИЦ АПМ Минобразования России"

        Главы государств и правительств стран Европейского Союза (ЕС) на Лиссабонском совещания в марте 2000 г. провозгласили амбициозные цели превращения Европы в регион "с наиболее конкурентоспособной и динамично развивающейся экономикой, основанной на знаниях, с возрастающей занятостью, улучшающимся качеством жизни и расширяющимися социальными возможностями". На своем очередном саммите в Барселоне в марте 2002 г. руководители стран ЕС сделали существенное добавление к ранее поставленным перспективным целям развития: «Европейская система образования и подготовки кадров должна стать эталоном мирового качества» [1].
        Почему возникла необходимость в постановке новой цели и какова ситуация с обеспечением развития образования и науки в ЕС сегодня? Ответы на эти вопросы позволят лучше понять причины возникновения Болонского процесса и уточнить "стартовые позиции" образования и исследований европейских стран.


В глобальной конкуренции

        В итоговых документах Барселонского саммита делается заключение, что образование и подготовка кадров играют решающую роль в достижении стратегических целей Союза. Расчеты, проведенные ОЭСР, полностью подтверждают этот вывод. Они показывают, что повышение "образованности" общества на 1 академический год обеспечивает прирост экономики стран-членов этой организации на 5 % в краткосрочной перспективе и на 2,5% - в долгосрочной. В самом ЕС за 90-е годы не менее 0,5% экономического роста обеспечивалось фактором улучшения человеческого капитала. Вместе с тем, в ряде официальных документов прямо указывается, что в настоящее время страны Союза несут потери от недоинвестирования в развитие человеческих ресурсов. Такая ситуация усугубляется проявившимся за последние годы некоторым сокращением государственного финансирования, а также острой нехваткой частных инвестиций на нужды образования и исследований. Разумеется, европейские страны обладают замечательными национальными системами образования и исследований. Но в современной глобальной конкуренции они не всегда способны продемонстрировать бесспорное преимущество. В чем это проявляется?
        В среднем страны ЕС тратят на нужды образования и подготовки кадров 5% ВВП (5,2% в 1995 г.) при сохранении значительной пострановой дифференциации этого показателя. Это соответствует уровню затрат, осуществляемых в США, и превышает показатель, достигнутый в Японии (3,5% ВВП). Вместе с тем, средний показатель доли частных инвестиций в образование ЕС в 2000 г. составил 0,2% ВВП, в то время как в Японии - 0,6% и в США- 1,2% ВВП. Суммарные государственные и частные инвестиции в третичном образовании США составляют 2,3% ВВП, а в ЕС - 1,1%. В результате, в 2001 г. затраты на одного студента третичного образования в ЕС были в два раза ниже, чем в США (8600 долл. и 19200 долл. соответственно) и существенно уступали затратам, достигнутым в Японии (10400 долл.).
        Главный фактор сравнительного недофинансирования - низкое участие частных лиц и компаний в инвестировании образования и исследований в странах Европы. Это негативным образом сказывается на развитии университетов, делает их менее привлекательными по сравнению с американскими, что, в конечном итоге, ведет к оттоку за океан талантливой молодежи.

        В США в 2000 г. было примерно 4000 колледжей и университетов, из которых 550 обладали правом подготовки по докторским программам. В составе последних 125 университетов относились к категории "исследовательских". Но только 50 из них осуществляли "львиную долю" всего объема исследований и получали соответствующий объем правительственного финансирования. Таким образом, специализацией большинства вузов США является образовательная деятельность. По линии правительственных расходов в первую очередь исследовательские университеты США получают финансирование на проведение НИОКР в рамках военного заказа. Частные фирмы также отдают им предпочтение при заключении контрактов на разработку новых технологий. Кроме того, к значительным источникам финансовых ресурсов для всех категорий американских вузов относятся донорские перечисления от частных лиц и ассоциаций выпускников. Такая культура практически отсутствует в европейских странах.
        В настоящее время американские вузы являются наиболее привлекательными для зарубежных студентов, несмотря на высокую плату, взимаемую с них за обучение. В 2000 г. в США училось 55000, а в странах ЕС - 450000 иностранных студентов, включая граждан европейских стран [2].
        Плата за обучение студентов-иностранцев стала важным источником финансовых ресурсов для вузов. В 2000 г. университеты США за счет этого источника получили 10280 млн. долл. дохода. Достижения европейских стран, за исключением Великобритании, выглядят значительно скромнее. Вот показатели доходов других экспортеров образовательных услуг в том же 2000 г.: Великобритания - 3758 млн. долл., Австралия - 2155 млн. долл., Италия - 1170 млн. долл., Канада - 796 млн. долл., Новая Зеландия - 199 млн. долл., Греция - 80 млн. долл., Мексика - 29 млн. долл. [3]
        Примечательно, что в американских университетах и колледжах учится значительно больше молодежи из высокоразвитых стран по таким направлениям подготовки, как инженерное дело, математика и информатика,



[1]. - The role of the universities in the Europe of knowledge. Commission of the European Communities. Brussels, 05.02.2003.
[2]. - European Commission, DG RTD, Key Figures 2002.
[3]. - Education Policy Analysis, OECD 2002, p. 99.



>> Наши публикации



Отправить отзыв...