На титульную страницу

О центре

Сети ENIC-NARIC

О Сетях ENIC-NARIC

Участники и Партнеры Сетей

Заявление и другие документы Сетей


Международно-правовые основы осуществления признания документов об образовании

Европейская Культурная Конвенция

Конвенции ЮНЕСКО

Совместная (Лиссабонская) конвенция Совета Европы и ЮНЕСКО по признанию

Болонский процесс

Многосторонние и двусторонние соглашения

Другие международно-правовые акты


Правовые основы признания образования и (или) квалификации

Федеральный закон
"Об образовании в Российской Федерации"

Рособрнадзор: основные функции

Постановления, приказы и положения

Положение о государственной аккредитации

Признание иностранного образования и (или) квалификаций в Российской Федерации

Признание иностранных квалификаций в РУДН

Подтверждение документов об образовании. Апостиль, консульская легализация


Российское образование

Федеральные органы управления

Государственный контроль качества образования

Система российского образования
Описание

Схема

Образцы документов об
образовании и дипломов

Статистика СП и ВП образования


Аккредитованные вузы и ссузы РФ

Публикации

Конференции, международные семинары и рабочие группы

English
   
>> Наши публикации | «Динамика Болонского процесса» ...

"Высшее образование сегодня", № 3, Москва, 2002г., стр.32-39.


Динамика Болонского процесса

Геннадий Лукичев, директор ГУ "НИЦ АПМ Минобразования России"

Форум в Саламанке


        В конце марта 2001 г. в испанском городе Саламанка собралось более 600 представителей европейских вузов.
        Форум решил две задачи. Во-первых, выразил поддержку академической общественности принципам Болонской декларации и высказался за их дальнейшее развитие. Такая позиция получила отражение в итоговых документах: "Хартия автономных прав" и "Тенденции изменений систем образования в Европе - специальная редакция доклада". Во-вторых, дал оценку итогам выполнения поставленных задач и выработал рекомендации предстоящему совещанию министров образования в Праге по углублению Болонского процесса. Кроме того, было принято решение о слиянии двух организаций: Ассоциации Европейских университетов (Association of European Universities - CRE) и Конфедерации конференций ректоров стран Европейского Cоюза (Confederation of EU Rectors's Conferencees) в новую организацию - Ассоциация европейских университетов (European Universities' Association - EUA).
        Центром дискуссий участников форума стали шесть основных аспектов:

  • автономные права вузов и их ответственность;
  • связь образования с рынком труда и с получением выпускниками занятости;
  • развитие академической мобильности;
  • совместимость уровней образования различных стран;
  • обеспечение качества образования;
  • повышение конкурентоспособности европейских вузов.


        Рассмотрим несколько подробнее результаты этих дискуссий.

Автономные права
        На встрече университеты сформулировали современное понимание своих автономных прав, реализация которых позволяет адекватно реагировать на быстрые изменения в обществе и производстве. Было отмечено, что дальнейшая автономизация вузов реализуется в форме активного использования прав на:

  • самостоятельное управление, осуществление стратегического планирования и установления целей развития;
  • самостоятельное использование финансовых средств в рамках принимаемых бюджетов;
  • выбор партнеров по организации исследований и образовательного процесса;
  • независимые разработку и внедрение учебных планов и программ;
  • проведение найма на работу профессоров, преподавателей и других сотрудников;
  • самостоятельный отбор поступающих в вуз из общего состава претендентов.


        Отношения вузов с министерствами строятся на основе доверия и партнерства, при неукоснительном соблюдении автономии первых на интеллектуальную деятельность. Одновременно вузы осознают возрастающую ответственность и готовы демонстрировать полную прозрачность своей деятельности при строго налаженной отчетности.


Связь с рынком труда
        Подчеркивалась необходимость дальнейшего отлаживания взаимосвязи образовательной деятельности университетов с потребностями рынка труда. Отмечалось, вместе с тем, что учебные программы должны, с одной стороны, давать студенту достаточно фундаментальные знания, а с другой - соответствовать практическим требованиям, предъявляемым к профессионалам при найме на работу. Это означает, что учебные планы должны сохранять гибкость и отвечать хорошо сформулированным целям подготовки, а студенты должны научиться отслеживать тенденции в требованиях работодателей. Критерием востребованности учебной программы должен быть не перечень включенных в нее дисциплин и видов нагрузки, а качество усвоенных знаний и готовность выпускника к профессиональной деятельности. Такое смещение акцентов c содержания подготовки на компетентности выпускника получило специальное обозначение "from input to output in studies".
        Внедрение системы двухуровневой подготовки в странах Европы отчасти решает проблему быстрого роста численности студентов, поскольку общество не в состоянии нести бремя финансирования такого роста при сохранении одноуровневой системы с довольно продолжительной подготовкой. Подчеркивается при этом, что двухуровневая система высшего образования только тогда имеет смысл, когда выпускник и первого и второго уровней образования пользуются полноценным спросом на рынке труда.
        Пригодность к занятости выпускников первого уровня не обязательно является синонимом наличия у них конкретных профессиональных знаний и умений. Она понимается как способность выпускника найти подходы к решению конкретных задач с применением на систематической основе полученных знаний и методов, в том числе прибегая при необходимости к дополнительной самоподготовке.
        Доступность к исчерпывающей информации об учебных программах и организации образовательного процесса, предоставляемой вузами, является важным условием признания результатов их деятельности, в том числе со стороны работодателей.


Академическая мобильность
        Является основной ценностью Европейского ареала высшего образования. Развитие механизмов международного академического признания - важнейший элемент (аспект) обеспечения мобильности.
        В этой связи главными инструментами осуществления и расширения мобильности являются:

  • система европейского трансфертного кредита - ECTS;
  • положения Лиссабонской Конвенции;
  • общеевропейское Приложение к Диплому;
  • опыт и потенциал национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности и Сети ENIC [1] в целом.


        Специальное финансирования академических обменов и доступность информации о системах обеспечения качества образования в отдельных странах и вузах являются сегодня непременными условиями поддержания трансевропейской мобильности.
        Констатировались необходимость дальнейшего снижения бюрократических барьеров для академической мобильности, обеспечения равнодоступности соискателей к грантам и студенческим банковским кредитам, создание новых стимулов для студентов и университетов. Подчеркивалось значение работы в вузах преподавателей с международным опытом и хорошей языковой подготовки, доступности информации о зарубежных системах образования.


Совместимость уровней образования
        Принимая во внимание положения Болонской декларации, форум Саламанки принял рекомендации о переходе на двухуровневую систему подготовки. Базовые программы Бакалавра с нормативной длительностью обучения 3-4 года, исчисляемые в 180-240 кредитов ECTS открывают доступ в магистратуру. Продолжительность обучения в магистратуре может варьировать от 1 до 2 лет и исчисляться в 60 - 120 кредитов [2] . Такие программы могут предоставляться как университетами, так и учебными заведениями неуниверситетского сектора высшего образования, к которому относятся колледжи, политехнические школы, фаххохшуле и т. д. (аналоги российских техникумов). Это позволяет преодолеть "тупиковый" характер отдельных программ профессиональной подготовки в неуниверситетском секторе и делает их совместимыми с последующими видами образования.
        В особых случаях университеты могут сохранять непрерывные пятилетние учебные программы, ведущие к получению диплома/квалификации Магистр. Решающее значение при этом имеет наличие программ аналогичного уровня по данному направлению в других вузах Европы.
        Отмечалось, что Европа не перенимает заокеанскую модель высшего образования. Но, все же, в действительности пример США послужил серьезным аргументом в пользу введения двухступенчатого образования. Приведенная здесь диаграмма иллюстрирует структуру выпускников типичного американского вуза. Обладатели диплома "Магистр" составляют в ней всего 15%, 3% - приходится на докторские квалификации, остальное - бакалаврские и добакалаврские квалификации.
        К преимуществам двухуровневой модели и введения более коротких общедоступных учебных программ, помимо снижения бремени на государственный бюджет, были отнесены:

  • большая гибкость учебных программ, открывающая новые возможности для академической мобильности и индивидуального построения студенческой карьеры на основе учебных модулей;
  • расширение возможностей для постоянной актуализации учебных программ в соответствии с меняющимися потребностями рынка труда;
  • сокращение численности студентов, выбывающих из вузов по различным обстоятельствам личного характера, осложняющим завершение непрерывного и длительного (5-6 лет) образования;
  • привитие обществу культуры пожизненного образования: в более зрелом возрасте обладатель диплома Бакалавра возвращается в вуз для получения новых знаний по мере возникновения в них реальной потребности;
  • рост привлекательности образования европейских стран для студентов из других регионов мира, поскольку их структура становится более понятной и доступной.


        Признание накопленных учебных кредитов, полученных за рубежом, осуществляет сам вуз. Наличие кредитов, полученных за периоды обучения в зарубежном вузе, становится обязательным требованием при подготовке специалистов регулируемых профессий [3].


Качество образования, аккредитация
        Форум в Саламанке сделал заключение о том, что обеспечение высокого качества европейского образования есть ключ к успеху Болонского процесса. Международная аккредитация учебных заведений и программ обеспечит истинно европейское качество, сохраняя при этом национальную аутентичность образования разных стран при гарантии соблюдения автономных прав вузов. Вместе с тем, интернационализация процедур аккредитации и механизмов обеспечения качества призвана обеспечить конкурентоспособность европейского высшего образования в контексте усиливающейся глобализации.
        Развитие критериев, процедур и опыта аккредитации становится международным достоянием, применяемых на основе взаимного доверия участников и с учетом авторитета самой международной аккредитации. Было предложено создать общеевропейский орган (Европейская платформа) по координации использования накопленного опыта, консультированию агентств по проведению аккредитации, а также унификации процедур. Актуальность такого шага становится еще более очевидной с учетом рекомендации отходить от формулы централизованной аккредитации к формуле децентрализованного многообразия агентств, создаваемых в соответствии с географическими (региональными) или профильными потребностями вузов.
        Комитет по созданию такого органа с участием Европейской сети агентств обеспечения качества образования (ENQA), Сети ENIC, студенческих организаций, вузов и других заинтересованных сторон начал свою работу в сентябре 2001 г.


Конкурентоспособность
        Конкуренция рассматривается как ведущая сила развития высшего образования, приносящая выгоды как студентам, так и самим вузам. Среди факторов, обеспечивающим преимущества европейскому образованию, были названы: понятность систем образования и выдаваемых дипломов/квалификаций для работодателей и не только европейских, а также для вузов и студентов; соответствие квалификаций современным академическим и профессиональным требованиям; наличие четкой информации вузов о целях и результатах учебных программ и "дружественной" среды обучения в них; успешное распространение знаний в форме традиционных и электронных учебников, а также материалов научных исследований посредством специализированных магазинов и телекоммуникационных сетей.
        Для полноты конкурентной среды вузы должны иметь больше операционной свободы, а все образование обеспечено ясной и справедливой схемой финансирования и самофинансирования. Результатом конкуренции является достижение большей открытости и прозрачности деятельности вузов как на национальном, так и общеевропейском уровнях.
        Конкуренция не сводится лишь к коммерциализации образования, но последовательному повышению качества. Для повышения конкурентоспособности, в частности, вводятся учебные программы на ведущих зарубежных языках, отделы вузовского маркетинга с ориентирами на общеевропейские масштабы и критерии; предпринимаются усилия по созданию "торговых марок" и "брэндов" для отдельных программ и вузов. Конкуренция развивается через расширение европейского межвузовского сотрудничества. При этом могут возникнуть условия для создания межнациональных вузов.
        Форум отметил, что не разумно игнорировать быстрое развитие транснациональных форм образования, которые расширяют доступ к знаниям. Он призвал к принятию совместных мер, исключающих существование в Европейском ареале транснациональных программ низкого качества.


Пражское совещание министров образования


        Совещание было проведено 17-18 мая 2001 г. в Праге, Чехия. Пражское совещание легитимизировало организационный механизм осуществления Болонкого процесса и выразило доверие Группе управления и Группам осуществления процесса. Были приняты к реализации практически все основные рекомендации, выработанные в Саламанке, которые вошли в план ближайших действий для национального и общеевропейского уровней принятия решений.
        Не менее важным результатом совещания явились решения об официальном включении в лоно Болонского процесса Турции, Хорватии и Кипра и о приглашении в него всех без исключения стран континента. Возможность вхождения в Европейский ареал высшего образования обусловливается принятием государствами-кандидатами обязательств по осуществлению предлагаемых изменений в образовании и последовательному воплощении принципов Болонской декларации. Данное решение непосредственным образом относится и к России, тем более, что по неофициальным каналам по этом поводу были сделаны недвусмысленные подтверждения и дополнительные разъяснения.
        Именно на Пражском совещании впервые приняло решение об участии Комиссии Европейского Союза в статусе официального кооспонсора Болонского процесса.
        Интересными акцентами Пражского совещания прозвучали пожелания министров повышать роль пожизненного образования и развивать его во всех формах, а также способствовать развитию межвузовского сотрудничества, ведущего к двойным дипломам.
        Следующее совещание министры решили провести в Берлине летом 2003 года.


Другие акции по созданию Европейского ареала


        Болонский процесс вышел на Латинскую Америку и подтолкнул к началу формирования Латиноамериканского образовательного пространства (Далее конференции 3 ноября в Париже).
        Болонский процесс лег в основу таких международных соглашений о сотрудничестве в области образования между Европейским Союзом и США, Европейским Союзом и Канадой, подписанных в 2001 г.


        Пражская конференция приняла Коммюнике на основе рекомендаций форума в Саламанке.
        Огромная и чрезвычайно полезная работа экспертов по подготовке практических рекомендаций по осуществлению европейской интеграции в образовании была выполнена на различных международных семинарах, предшествовавших Пражскому совещанию.
        В ноябре 2000 г. в Португалии были приняты на вооружение идеи и практические подходы о внедрении Европейской системы учебных кредитов (ECTS). В феврале 2001 г., в Финляндии, специализированный международный семинар выработал рекомендации по переходу на двухуровневую систему высшего образования с базовой академической степенью/квалификацией бакалавр. В марте того же года в различных городах Швеции состоялись семинары по проблемам регулирования развития транснациональных форм образования и Заседание Национальных Союзов Студентов стран Европы (ESIB) [4].



Португалия


        Заседание Национальных Союзов Студентов стран Европы (ESIB) в Гетеборге, Швеция в марте 2001 года. Студенческие союзы подчеркнули значение социального вклад образования как основной функцией деятельности учебных заведений, обратились к правительствам с требованием гарантировать равный и справедливый доступ к образованию. Заседание студенческих союзов с энтузиазмом восприняло идеи Болонской декларации и высказалось за всемерную поддержку развития академической мобильности. В заявлении заседания отмечается, что студенты являются конструктивными, активными и заинтересованными партнерами в обновления европейского образования и что ESIB готов формализовать свое участие в осуществлении Болонского процесса.
        Предложения студентов о соблюдении социальных гарантий в образовании и всемерном развитии европейской академической мобильности были отражены в итоговых документах совещания министров образования.

        Все эти аспекты и направления тщательно изучались в каждой стране-участнице процесса с целью их последующего скоординированного воплощения в практику.
        В апреле 2002 г. в Лиссабоне состоится очередная встреча под эгидой Совета Европы с участием национальных представителей в этой международной организации, Национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности (ENIC/NARIC) и основных разработчиков Болонского процесса с целью оценки реального участия в нем каждой европейской страны.
        Очевидно, что такая работа будет продолжаться и нарастать.


Программные принципы Сорбонской и Болонской деклараций


        Само название Сорбонской декларации "О гармонизации архитектуры европейского высшего образования" подчеркивало масштабность выдвигаемых задач. В декларации указывается на вступление Европы в эпоху больших перемен в сферах образования и занятости. Главными признаками изменений стали: быстрая диверсификация учебных программ, расширяющих возможности для учебной и профессиональной карьеры; дополнение формальных видов учебной подготовки в рамках официальных структур национальной образовательной сиcтемы новыми формами так называемого "пожизненного образования", вызванными возросшими требованиями к квалификации современного работника; ростом конкуренции и усилением интернационализации на европейском рынке труда. Декларация призывала к интеграции высшего образования стран Старого Света через модификацию национальных систем, развитие академической мобильности и достижению большей конкурентоспособности и привлекательности учебных программ европейских вузов как для собственных, так и для иностранных студентов.
        Сорбонская Декларация нашла живой отклик в европейских правительствах и у широкой общественности академической. Ее идеи получили дальнейшее развитие и были представлены участникам общеевропейской конференции. Итоги конференции были суммированы в декларации, которая в общих чертах определила пути развития высшего образования стран Европы на ближайшие десятилетия.


Подвал


        Заключение. Фрагмент мирового правительства: координация деятельности через подписание соглашений с США и Канадой. Транснациональное образование. Комбинирование, гибкие формы образования.

  • понимание сути и направленности Болонского процесса не только на уровне отдельных профессионалов и чиновников, но также широкой академической общественности и лиц, формирующих общественное мнение;
  • политическая воля;
  • ресурсы.

[1]. - Европейская сеть национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности, объединяет 54 страны, имеет органы координации работы и постоянную on-line конференцию
[2]. - Учебная работа примерно 750 часов по программе Бакалавр в течение одного семестра оценивается в 30 кредитов ECTS
[3]. - К ним относятся в первую очередь учителя школ и юристы, в ряде стран: врачи и архитекторы
[4]. - Организация, объединяющая учащуюся молодежь 35 государств Европы



>> Наши публикации



Отправить отзыв...