На титульную страницу

О центре

Сети ENIC-NARIC

О Сетях ENIC-NARIC

Участники и Партнеры Сетей

Заявление и другие документы Сетей


Международно-правовые основы осуществления признания документов об образовании

Европейская Культурная Конвенция

Конвенции ЮНЕСКО

Совместная (Лиссабонская) конвенция Совета Европы и ЮНЕСКО по признанию

Болонский процесс

Многосторонние и двусторонние соглашения

Другие международно-правовые акты


Всемирная база данных «Институты и организации, уполномоченные принимать решения об академическом и/или профессиональном признании квалификаций»


Правовые основы признания образования и (или) квалификации

Федеральный закон
"Об образовании в Российской Федерации"

Рособрнадзор: основные функции

Постановления, положения и приказы

Положение о государственной аккредитации

Признание иностранных квалификаций в Российской Федерации

Признание иностранных квалификаций в РУДН

Подтверждение документов об образовании. Апостиль, консульская легализация


Российское образование

Система российского образования
Описание

Схема

Образцы документов об
образовании и дипломов

Статистика СП и ВП образования


Аккредитованные вузы и ссузы РФ

Публикации

Конференции, международные семинары и рабочие группы

English
   
>> Наши публикации | «Болонский процесс - императив современного развития европейского высшего образования» ...

"Высшее образование сегодня", № 2, Москва, 2002г., стр.42-48.


Болонский процесс - императив современного развития европейского высшего образования

Геннадий Лукичев, директор ГУ "НИЦ АПМ Минобразования России"

        В предшествующих публикациях мне уже довелось рассказывать о серьезных нововведениях в образовании европейских стран.*
         В 1998 г. министры образования Великобритании, Германии, Италии и Франции, собравшиеся в Париже по случаю 800-летнего юбилея университета Сорбонны, подписали декларацию "О гармонизации архитектуры европейского высшего образования". В декларации указывалось на вступление Европы в эпоху больших перемен в образовании и занятости. Она призывала к интеграции образования стран Старого Света через модификацию национальных систем и дальнейшее развитие академической мобильности, к достижению большей конкурентоспособности учебных программ европейских вузов.
         Инициативы, сформулированные в заявлении четырех министров, получили широкий отклик и поддержку. Усилиями международных организаций региона Европы, национальных министерств образования и академической общественности они обрели теоретическую основу и организационную структуру. Их удачное сочетание переросло в один из факторов формирования общего европейского дома с названием "Болонский процесс". В самом названии отдается дань исторической для судеб европейского образования встречи представителей правительств и академической общественности 29 стран в июне 1999 г. в итальянском городе Болоня. На этой встрече были сформулированы задачи и принципы реорганизации высшего образования стран-участниц и, таким образом, дан старт общеевропейскому процессу реформ. Уже в сентябре того же года были сформированы органы по координации процесса: Группа управления и Группа осуществления процесса. Первая группа состоит из членов Европейской Тройки , представителей Комиссии Европейского Союза и Ассоциации европейских университетов. Во вторую группу входят представители всех стран-участниц процесса.
        Любое явление общеевропейского масштаба непосредственным образом влияет на российскую действительность. Воздействие феномена Болонского процесса на развитие российского образования в среднесрочной и долгосрочной перспективе следует оценивать как наиболее мощное и позитивное по своим последствиям. Элементы европейской интеграции в образовании вполне могут стать важной составляющей принятой в 2001 г. Государственным Советом РФ линии на модернизацию образования, что будет реально способствовать открытию для нашей страны одного из путей вступления в общеевропейский дом. В этом контексте понимание причин возникновения, сути и направленности Болонского процесса имеет большое значение.

I. Истоки и причины возникновения

От Лиссабонской конвенции по признанию документов об образовании к Болонскому процессу

        Прекращение периода жесткой военно-политической конфронтации на Европейском континенте создало предпосылки для радикального изменения международного сотрудничества между государствами Старого Света в такой относительно неосвоенной сфере как образование. Установление членства в Европейском Совете, а вместе с тем и принятие ряда основополагающих европейских норм и правил общественного и государственного устройства странами Восточной Европы и СНГ сделали возможным их участие в совместной работе по подготовке на первый взгляд малозначительной конвенции о взаимном признании документов об образовании странами региона Европы. Уникальность такой работы заключалась в том, что в ней активное участие приняли как представители государств-членов Европейского Союза, так и других стран континента, включая Россию. Комиссия Европейского Союза не являлась официальным спонсором проведения такой работы, выполняемой в рамках полномочий Совета Европы и ЮНЕСКО-СЕПЕС. Фактически же участие в этой работе государств-членов ЕС четко координировалось в Брюсселе, который de-facto являлся третьим кооспонсором подготовки конвенции.
        Подробный формат работы позволил создать международно-правовой документ, впервые "стыкующий" все национальные системы образования региона Европы через сопоставление их основных уровней/дипломов с целью взаимного признания. Им стала принятая в мае 1997 г. в Лиссабоне конвенция "О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе". Лиссабонская конвенция заложила важные основы развития тесного взаимодействия между ранее разделенными частями Европы с использованием новых инструментов его осуществления, аналогов которым не создано в других сферах международной деятельности, а также зародила новый дух европейского сотрудничества в образовании.
        Другими важными результатами усилий по подготовке конвенции явились формирование в ходе работы у ее участников и академической общественности нового понимания роли, задач и перспектив развития образования в контексте современной международной ситуации, а также построение уникальных международных механизмов осуществления дальнейшего совместного развития европейского образования.
        В странах Европейского Союза вдруг с удивлением обнаружили, что именно образование остается наименее интегрированным и наиболее разобщенным сектором объединенной Европы. Это не удивительно. Старый свет десятилетиями проповедовал принципы сохранения национальной идентичности образования, усиленно добиваясь сохранения целомудрия его национальных структур.
        Участие представителей различных стран в работе над Лиссабонской конвенцией в новых политических и экономических условиях радикализировало взгляды на узконациональные функции образования и высветило его огромные возможности для строительства европейского дома. Общность ценностей и взглядов на современное и будущее мироустройство, передаваемых посредством образования молодым поколениям, в совокупности с применением координированных мер и методов дальнейшего совершенствования самого образования открылись как мощный ресурс европейской интеграции. Использование такого ресурса создает новую экономику сферы подготовки кадров и повышает эффективность профессионального образования.
        Принимая во внимание вышесказанное, страны Европейского Союза и Восточной Европы подтвердили свою приверженность принципам Лиссабонской конвенции. Большинство из них органично включить основные положения конвенции в национальные законодательства, четко оформив механизмы их выполнения. Ряд государств, по каким-то причинам не ратифицировавших конвенцию, добровольно соблюдают ее принципы.
        Россия также юридически оформила свое участие в Лиссабонской конвенции, завершив сложную процедуру присоединения к ней в 2001 г.
        Шесть лет работы международных коллективов различных составов и уровней представительства над идеями и текстом Лиссабонской конвенции - от экспертов до руководителей вузов и национальных систем образования - позволили:

  • переосмыслить современные условия, задачи и перспективы развития образования в странах Европы;
  • сформировать международные общественные и межправительственные структуры, способные осуществить работу по подготовке и проведению общеевропейской реформы национальных систем образования;
  • в значительной степени переориентировать на интеграцию деятельность всех европейских международных организаций в сфере образования, включая в первую очередь такие, как: ЮНЕСКО-СЕПЕС, Европейский Совет и Комиссия Европейского Союза;
  • вдохнуть новую жизнь в совсем еще молодую Европейскую ассоциацию зарубежного образования (EAIE), энергично вытесняющую с континента Международную ассоциацию зарубежного образования (IAIE) со штаб-квартирой в США и сумевшую создать самый влиятельный на планете форум - ежегодную конференцию EAIE, ставшую своеобразным Давосом по вопросам развития образования.

Синхронизированная работа всех этих структур и уровней привела к мультипликативному эффекту. Был успешно запущен в ход сложный процесс общеевропейских реформ.


Новые реалии в развитии образования


         Данный процесс явился адекватной реакцией европейских стран на вызовы 21 века, создавшие новую ситуацию в сфере высшего образования и характеризующиеся следующими основными элементами.
        Первое: интернационализация образования. Проявляется в форме возрастающих потоков студентов в зарубежные вузы, а также взаимных обменов преподавателями и исследователями; использования зарубежных программ, учебников, литературы и телекоммуникационных источников информации; применения международных процедур аккредитации, разнообразных видов межвузовского сотрудничества.
        Второе: рост конкуренции на мировом рынке образовательных услуг. Помимо традиционных форм приема иностранных студентов на обучение появился новый сектор "большого бизнеса" в образовании, транснациональный. Он реализуется как оффшорные кампусы, франчайзинг учебных программ и виртуальное "on-line"- образование. В данном секторе наблюдается интенсивный и широкий охват студентов за пределами страны-провайдера образования как в развивающихся, так и в высокоразвитых государствах. Лидерами этого направления образовательного бизнеса сегодня являются США, Великобритания и Австралия. Конкуренция обостряется также в результате появления все большего количества частных вузов.
        Третье: высшее образование все в большей мере подвержено влиянию новых императивов в экономическом развитии, задаваемых глобализацией. Именно последнее обстоятельство вызвало к жизни необходимость создания международной системы лицензирования, сертификации и аккредитации, призванную обеспечить качество профессиональной подготовки с учетом нарастания потоков межстрановых перемещений профессионалов. Кроме того, дальнейшая либерализация мировой торговли приводит к включению сектора образования в международное правовое регулирование с позиции предоставления транснациональных услуг. Главным принципом такого регулирования является предоставление зарубежным провайдерам образования условий доступа на внутренний рынок той или страны, аналогичных тем, которые предоставлены национальным учреждениям и институтам. Этот принцип закрепляется в национальных законодательствах.
        Четвертое: изменяются функции государства в области образования. Многие страны осуществляют политику дерегулирования, передавая самим институтам больше прав и полномочий. Это приводит к проявлению более акцентированного рыночного подхода в образовании в целом. Рост конкуренции и относительное сокращение бюджетного финансирования являются сильными мотивами для вузов к проявлению активности за пределами национальных границ. Возрастающая роль информационных технологий способствует усилению этого процесса. Уже сейчас наблюдаются случаи определенного отрыва учреждений высшего образования от национального государства и превращение их в транснациональные. В будущем масштабы такого явления будут нарастать.
        Пятое: происходит изменение возрастной структуры студентов в сторону дальнейшего повзросления в условиях перехода к информационному обществу, открывающему просторы для реализации концепции пожизненного обучения. Данная концепция получила всемерную поддержку международных организаций и большинства национальных европейских правительств. В этой связи стал приемлемым переход к более гибким вариантам индивидуальных студенческих программ обучения. Они могут складываться на основе зачета (накопления) предшествующих периодов образования, полученных в различных вузах и даже по различным учебным программам. Это способствует снятию как междисциплинарных, так и национальных граней в высшем образовании. В результате перед студентом открывается перспектива самому принимать решение о том что, в каких объемах и с какой практической целью изучать в том или ином вузе/стране и самостоятельно строить свою учебную карьеру. Так проявляется еще один ресурсом эффективности образования.
         Все это, в конечном итоге, вызвало к жизни саму идею Болонской декларации.


Основные задачи и цели


        В Болонской декларации подчеркивается: "Жизнеспособность и эффективность любой цивилизации определяется притягательностью ее культурных достижений, которые оказывают влияние на другие страны. Нам необходимо быть уверенными, что европейские системы высшего образования приобретают в мире такую же привлекательность, какими обладают европейские культурные и научные традиции".
        Суть декларации точно отражают конкретные задачи преобразований, сформулированные в ней для стран-участниц процесса на ближайшие годы. Перечислим основные их них.

  • Принятие системы общепонятных и легко сопоставимых документов о высшем образовании, важной частью которой явится единое Приложение к Диплому.
  • Переход на многоуровневую систему высшего образования, в основе которой лежат два цикла (уровня) подготовки.
  • Внедрение общей системы учебных зачетных кредитов. Была принята хорошо зарекомендовавшая себя Система Европейского трансфертного кредита (ECTS). Применение системы кредитов также и для послевузовских дополнительных форм образования.
  • Развитие европейского сотрудничества в сфере обеспечения качества высшего образования в рамках сопоставимых критериев и методов, внедрение децентрализованных механизмов аккредитации учебных учреждений и программ.

Выполнение перечисленных задач позволит до окончания текущего десятилетия осуществить первоначальную фазу формирования Европейского ареала высшего образования и обеспечить расширение экспорта образовательных услуг европейских вузов, провозглашенных основными целями Болонского процесса.


* Высшее образование сегодня. №2, 2001 г., Зарубежный опыт реформ в образовании, стр. 60-67; Поиск. Еженедельная газета научного сообщества. № 12, 30 марта 2001 г., Практикум, стр. 8-10.


Лукичев Геннадий Алексеевич - к.э.н., директор Национального информационного центра по академическому признанию и мобильности Минобразования России. Автор более 40 статей и работ по современным проблемам развития образования, Вице-президент Европейской сети национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности (ENIC Network) в 1999-2000 г.г., член Европейской ассоциации зарубежного образования (EAIE)




>> Наши публикации



Отправить отзыв...