На титульную страницу

О центре

Сети ENIC-NARIC

О Сетях ENIC-NARIC

Участники и Партнеры Сетей

Заявление и другие документы Сетей


Международно-правовые основы осуществления признания документов об образовании

Европейская Культурная Конвенция

Конвенции ЮНЕСКО

Совместная (Лиссабонская) конвенция Совета Европы и ЮНЕСКО по признанию

Болонский процесс

Многосторонние и двусторонние соглашения

Другие международно-правовые акты


Всемирная база данных «Институты и организации, уполномоченные принимать решения об академическом и/или профессиональном признании квалификаций»


Правовые основы признания образования и (или) квалификации

Федеральный закон
"Об образовании в Российской Федерации"

Рособрнадзор: основные функции

Постановления, положения и приказы

Положение о государственной аккредитации

Признание иностранных квалификаций в Российской Федерации

Признание иностранных квалификаций в РУДН

Подтверждение документов об образовании. Апостиль, консульская легализация


Российское образование

Система российского образования
Описание

Схема

Образцы документов об
образовании и дипломов

Статистика СП и ВП образования


Аккредитованные вузы и ссузы РФ

Публикации

Конференции, международные семинары и рабочие группы

English
    Лукичев Г
>> Наши публикации | Правовые аспекты международного признания документов об образовании.

Лукичев Г.А.

 

Правовые аспекты международного признания
документов об образовании

 

Современная мировая практика решения вопросов признания документов об образовании формировалась на протяжении десятилетий прежде, чем превратилась в один из эффективных инструментов содействия модернизации высшего образования, экспорту образовательных услуг и привлечению иностранных кадров. В ней используются наиболее передовые подходы и институциональные формы, вызванные реальными потребностями развития образования, науки и экономики. Только ясное законодательное оформление этих подходов и институтов позволяет сделать их действенными. Наиболее детально и содержательно правовые аспекты международного признания квалификаций отражены в Лиссабонской конвенции о признании[1], которая является единственным обязывающим международно-правовым документом, лежащим в основе формирования Европейского пространства высшего образования (далее – ЕПВО). Однако в ходе реализации Болонского процесса не всем государствам-участникам удалось достичь законодательного регулирования вопросов признания дипломов в полном соответствии с буквой и духом конвенции. Достаточно напомнить о сохраняющихся терминологических несоответствиях национальных законодательств и Лиссабонской конвенции, исключающей из правоприменительной практики термины «эквивалентность» и «нострификация»[2].

Правовые нормы признания, получившие успешное развитие в большинстве государств-партнеров по ЕПВО, ждут своего законодательного оформления в странах, задержавшихся в продвижении на этом направлении. Такая задача приобретает особую актуальность еще и в связи с тем, что проблема признания всех видов образования в соответствии с современными подходами наряду со старением населения и развитием новых форм обучения включена в разряд основных вызовов развитию европейского высшего образования.


Сближение подходов участников Болонского процесса
в формировании национальных законодательств по вопросам признания

 

Последние конференции министров образования государств-участников Болонского процесса уделили большое внимание дальнейшему совершенствованию общепринятых для ЕПВО механизмов и процедур признания документов об образовании и их законодательному оформлению.

В Коммюнике Бергенской конференции министров образования (2005 г.) были зафиксированы следующие обязательства участвующих сторон, предполагающие их нормативно-правовую фиксацию в национальных законодательствах:

-  обеспечить полное выполнение положений Лиссабонской конвенции о признании и их включение в национальные законодательства;

- призвать национальные власти и другие заинтересованные стороны признавать совместные дипломы, выдаваемые участниками ЕПВО;

-  при активном участии университетов осуществить мероприятия по развитию системы признания предшествующего обучения (prior learning), оцениваемого как часть высшего образования, полученную посредством неформального* и информального обучения[3]**.

В Генеральном докладе Бергенской конференции выражено пожелание о том, чтобы к 2010 г. все вузы сами смогли осуществлять признание документов об образовании, как это определено Лиссабонской конвенцией. Обратимся к Разделу VI текста Пояснительного доклада к Лиссабонской конвенции
«Признание квалификаций высшего образования», в котором указывается, что «полномочными органами по вопросам признания квалификаций высшего образования в большинстве случаев выступают высшие учебные заведения, но, возможно, и другие органы, зачастую создаваемые именно для этой цели».
В качестве примера такого органа в Пояснительном докладе приводится немецкий центр сертификации в области медицины, стоматологии, фармакологии, юриспруденции и педагогики – Staatsprufu[4]. Как бы в продолжение разъяснения данного положения конвенции в рекомендациях исследования «Тенденции–
IV», проведенного Европейской ассоциацией университетов (EUA) в 2005 г. и принятого за основу при подготовке документов Бергенской конференции министров образования, подчеркивается: «Министерства тех стран, в которых вузы не осуществляют признания, должны быть готовы отказаться от права на принятие решений о признании и уполномочить в этом вузы»[5]. В Докладе Болонской группы по анализу национальных планов действий по вопросам признания, подготовленном в 2008 г., отмечается: «Принятие решений о признании центральным органом власти: министерством или другой организацией от его лица, но не вузами, является наименее предпочтительной практикой, осуществляемой в некоторых странах», участвующих в ЕПВО[6].

Лиссабонская конвенция трактуется ее участниками как правовой документ, расширяющий автономные права университетов в части полномочий по оценке и признанию документов об образовании. При этом Национальные информационные центры по признанию – участники сетей ENIC-NARIC*** являются источниками информации и экспертизы для университетов и   других  заинтересованных  сторон  по  вопросам  признания  документов  б образовании[7].         Мнение национальных информационных центров, выраженное в форме заключения по оценке иностранной квалификации, является рекомендательным. Вузы обращаются к нему только в затруднительных для себя ситуациях.

В случаях соискания права на регулируемые виды профессиональной деятельности**** оценку и признание иностранных квалификаций, как правило, проводят секторальные органы сертификации или профессиональные ассоциации/коллегии, функции которых определены законодательно, а на свободных рынках труда – сами работодатели. И те, и другие в сложных для себя случаях также прибегают к помощи национальных информационных центров[8].

В Коммюнике конференции министров образования в Лёвене, (Бельгия, 2009 г.) зафиксированы последующие скоординированные действия участников ЕПВО по вопросам признания документов об образовании.

В частности, серьезный акцент сделан на развитии принципов и процедур признания различных видов предшествующего обучения. В Коммюнике подчеркивается, что «успешная политика развития обучения в течение жизни включает принципы и процедуры признания предшествующего обучения на базе оценки результатов обучения безотносительно к тому, были ли приобретены знания, умения и компетенции в формальном образовании или посредством неформального и информального обучения»[9]. В других документах Лёвенской конференции указывается на необходимость включения всех видов предшествующего обучения в регулярную практику признания, в том числе на базе Национальных квалификационных структур, а также достижения взаимосвязи Приложения к диплому с Национальными квалификационными структурами и Системой академических кредитов[10]. Такая перспектива вызывает необходимость разработки и принятия всеми участниками ЕПВО национальных квалификационных структур, совмещенных с Европейской квалификационной структурой, и внедрения их в повседневную практику. Очевидно, что и здесь участникам Болонского процесса не обойтись без скоординированной с партнерами по ЕПВО и тщательно выполненной нормотворческой деятельности.

Таким образом, важнейшим условием успешного формирования ЕПВО является сближение правовых механизмов и процедур признания государств-участников на основе включения в свои законодательства правовых норм, отражающих положения Лиссабонской конвенции, что, в свою очередь, требует их пересмотра или создания новых национальных правовых норм.


Качество образования и предоставление о нем информации для решения вопросов признания
– важнейшее положение Лиссабонской конвенции

 

В состав ключевых определений, используемых Лиссабонской конвен­цией, включена такая, как: «оценка вузов и образовательных программ – определение качества образования в данном вузе или данной программы»[11].
В статье VIII.1. конвенции указывается, что «…с целью предоставления полномочным органам других сторон возможности удостовериться, дает ли качество квалификаций, выданных данными вузами, основание для признания в стране, где испрашивается признание», каждая сторона должна предоставлять другим заинтересованным сторонам адекватную информацию относительно методов и результатов оценки вузов и образовательных программ, а также конкретных стандартов качества[12]. На практике это обозначает наличие тесной взаимосвязи между признанием дипломов, обеспечением качества образования и предоставлением адекватной информации о качестве.

В ЕПВО качество образования является «основополагающим условием» доверия к образовательным программам и выдаваемым дипломам, их совместимости с аналогичными европейскими программами и привлекательности для иностранных студентов, залогом успешного международного признания. Поэтому признание дипломов в ЕПВО все в большей мере сводится к выявлению соответствия программ и всей деятельности вузов «Стандартам и рекомендациям по обеспечению качества в высшем образовании в ЕПВО»[13].

Разработка и внедрение университетских систем и процедур обеспечения качества с учетом «Стандартов и рекомендаций по обеспечению качества высшего образования в ЕПВО» является фундаментальным условием достижения в каждом вузе европейского качества образования. При этом происходит перемещение «центра тяжести» в процедурах обеспечения качества с внешнего контроля образовательного процесса и его результатов в сторону внутренней самооценки вузов. Вузы стимулируются к все большему фокусированию образовательной деятельности не на количественных показателях (добросовестно отработанные часы студенческой нагрузки), а на качественных параметрах: результаты обучения, понимаемые как компетентность, обученность и знания выпускника. Развитие систем и процедур обеспечения качества в вузах осуществляется в рамках процесса расширения вузовской автономии и при участии всех заинтересованных сторон: отдельных подразделений и преподавателей вузов, студентов, работодателей и непосредственно национальных агентств по обеспечению качества.

Доклад Болонской группы по анализу национальных планов действий по вопросам признания определяет как общепринятую практику для всех европейских вузов такую, когда «процедуры признания документов об образовании являются составляющей инструментов внутреннего обеспечения качества образования в вузе»[14]. Отстраненность университета от процедур признания поступающих в него иностранных квалификаций и от ответственности за обеспечение признания выдаваемых им дипломов за рубежом рассматривается как недостаточная компетентность данного университета в обеспечении качества образования. Поэтому в Докладе по анализу национальных планов действий по вопросам признания подчеркивается: «Обеспечение качества является мощным инструментом реализации положений Лиссабонской конвенции о признании в вузах, если оценка практики признания квалификаций становится составной частью обеспечения качества образования и программ» [15].

Предоставление агентствами по обеспечению качества образования объективной и полной информации о процедурах аккредитации вузов и оценки программ, аудите качества, бенчмаркинге, о национальных рейтингах вузов, о методологии работы имеет решающее значение для других партнеров по ЕПВО с точки зрения доверия к результатам их деятельности применительно к конкретным вузам, программам и выдаваемым дипломам.

Помимо агентств по обеспечению качества образования и национальных информационных центров по признанию, вузы сами несут прямую ответственность за обеспечение признания своих дипломов посредством предоставления уполномоченным органам по оценке и признанию документов об образовании четкой и адекватной информации об образовательных программах, их качестве и присваиваемых квалификациях.

Кроме того, вузы призваны предоставлять полную информацию о своей работе по обеспечению качества образования и ее результатах и для более широкого круга заинтересованных сторон: работодателям, студентам и их родителям, другим вузам данной страны и зарубежным партнерам, иностранным агентствам по обеспечению качества. Вузовские веб-сайты являются основным информационным ресурсом для всех заинтересованных сторон о критериях, механизмах и процедурах обеспечения качества образования, включая аккредитацию вуза и отдельных программ; о предоставляемых вузом образовательных программах, описанных в академических кредитах и в терминах «результатов обучения» с указанием системы итоговой оценки.

Нередко такая информационная деятельность вузов в целях ее развития до уровня современных требований нуждается в регламентировании или распространении лучших практик на национальном уровне.

Что касается национальных агентств обеспечения качества образования, то помимо вовлеченности в другие общеевропейские мероприятия по обеспечению качества, большинство из них стали участниками новой общеевропейской структуры – Европейского регистра обеспечения качества высшего образования (EQAR). EQAR действует с 2008 г. и представляет собой информационный механизм, целью которого является формирование ЕПВО путем повышения информационной прозрачности систем и процедур обеспечения качества образования. Европейский регистр содержит перечень агентств обеспечения качества с хорошей репутацией, зарекомендовавших себя как надежные и заслуживающие доверия организации, осуществляющие деятельность в соответствии с общеевропейскими принципами обеспечения качества образования. Это значит, что данные агентства в полной мере применяют Европейские стандарты и рекомендации по обеспечению качества в высшем образовании и реализуют в своей деятельности общеевропейское измерение. Следствием участия в Европейском регистре является то, что любой вуз страны-участницы получает возможность выбрать из агентств по обеспечению качества в Европейском регистре такое, которое отвечает его потребностям и профилю, если это не противоречит национальному законодательству. Таким образом, с правовой точки зрения в ряде государств-участников ЕПВО может возникнуть вопрос о правомочности обращений вузов за проведением оценки качества своих программ в агентства, внесенные в Европейский регистр, но находящиеся за пределами данного государства. Практика обращений европейских вузов к зарубежным агентствам обеспечения качества пока еще не получила широкого распространения, но вузы поощряются к прохождению таких процедур, поскольку это гарантирует самое благоприятное отношение к признанию выдаваемых ими дипломов на всем ЕПВО и за его пределами.

Следует отметить еще один правовой аспект, связанный с обеспечением качества образования. «Стандарты и рекомендации по обеспечению качества образования в ЕПВО», принятые Бергенской конференцией министров образования в 2005 г. подчеркивают, что независимый статус национальных агентств качества образования является фундаментальным условием формирования механизмов и процедур обеспечения качества, свободных от внешнего субъективного воздействия для принятия объективного и справедливого решения. С позиции права это означает, что каждой стране-участнице ЕПВО предстоит предпринять меры, гарантирующие на законодательном уровне полную защиту выводов, заключений и рекомендаций, содержащихся в отчётах внешней оценки качества вузов, со стороны третьих лиц: органов государственного управления, вузов, организаций и частных лиц.


Тексты, дополняющие Лиссабонскую конвенцию о признании

 

Лиссабонская конвенция о признании является «живым» международно-правовым актом, получившим за последние годы значительное развитие. Комитетом Лиссабонской конвенции о признании в разное время приняты дополняющие ее тексты, разработанные рабочими группами Сетей ENIC-NARIC.

К ним, в частности, относятся Рекомендации по критериям и процедурам оценки иностранных квалификаций (2001 г.), Рекомендации по признанию совместных степеней (2004 г.) и Кодекс правильной практики по предоставлению транснационального образования (в ред. 2007 г.).

Данные тесты создают основу для совершенствования национальных законодательств по каждому из обозначенных направлений и получили полную поддержку министров образования на Бергенской конференции.

Отметим наиболее значимые, с точки зрения правового осмысления, аспекты этих текстов.

Рекомендации по критериям и процедурам оценки иностранных
квалификаций

Приведем интерпретации наиболее важных пунктов данного текста, развивающего положения Лиссабонской конвенции с целью содействия формированию национальных нормативных актов по процедурам и критериям оценки и признания квалификаций[16].

В Рекомендациях указывается на необходимость обеспечения прозрачности, последовательности и надежности процедур и критериев оценки иностранных квалификаций, для чего их следует периодически пересматривать, «принимая во внимание достижения в области образования и исключая требования, ведущие к ненужному усложнению процедуры» (п. 6).

В тех случаях, когда национальные нормы входят в противоречие с Рекомендациями, государствам предлагается рассмотреть возможность внесе­ния поправок в законодательство (п. 7).

Следует предусматривать возможности альтернативного или частичного признания в случаях, когда признание не может быть предоставлено в соответствии с просьбой заявителя (п. 8).

Заявитель во всех случаях должен быть проинформирован о причинах принятого решения и о его возможностях подать апелляцию по данному вопросу (п. 9).

При решении вопроса о размерах взимаемых сборов должны быть приняты во внимание прожиточный уровень, а также уровни заработной платы и содержания студента в соответствующей стране (п. 21).

Признание иностранных квалификаций должно быть предоставлено заявителю во всех случаях, кроме тех, когда могут быть доказаны существенные различия между квалификацией, для которой испрашивается признание, и соответствующей квалификацией государства, в котором испрашивается признание (п. 37).

На 16-м ежегодном заседании Сетей ENIC-NARIC состоялось обсуждение доклада рабочей группы о новой редакции текста Рекомендаций по критериям и процедурам. К наиболее важным правкам текста относятся следующие:

- термин «полномочные органы по признанию» был включен в документ с целью обеспечения полного соответствия с текстом Лиссабонской конвенции и рекомендован к применению наряду с термином «оценщики квалификаций»;

- время, требуемое для рассмотрения заявлений о признании, должно быть точно указано заявителям с учетом ограничения предельного срока принятия решения о признании тремя месяцами (п. 16);

- применять термины «тезис» или «диссертация» в тех случаях, в которых применялся термин «академические документы», и рассматривать термин «цикл образования» как общепринятый для государств-участников Болонского процесса.

Кроме того, рекомендовано использовать как приложение к Рекомендациям по критериям и процедурам Приложение 2 к Докладу Болонской группы по анализу национальных планов по вопросам признания «Правильные и неправильные практики признания», являющееся его составной частью[17].


            Рекомендации по признанию совместных степеней (дипломов) 

Разработаны впервые в правовой практике и дают определение категории «совместная степень». Таковой следует считать «квалификацию высшего образования, совместно присваиваемую не менее чем двумя и более вузами на базе образовательных программ, совместно разработанных и осуществляемых этими вузами…»[18].

В Рекомендациях указывается, что совместные дипломы могут присваиваться в следующих вариантах: «в добавление к национальным дипломам; как диплом вуза, осуществляющего эту образовательную программу, без присвоения национального диплома; как национальный диплом, присваиваемый официально в результате аттестации данной совместной квалификации[19]. Такие квалификации способствуют достижению прозрачности образовательных систем ЕПВО, качества образования, признания, академической мобильности и успешного трудоустройства. Основная направленность совместных программ: подготовка магистров и докторов, поскольку именно на этих уровнях достигается максимальный синергетический эффект.

На практике, как правило, выпускникам присваиваются дипломы каждого вуза-участника совместной программы, либо степень, присуждаемая совместно. Общей тенденцией развития таких программ стало совместное присвоение одной степени от лица всех участников программы, поскольку это способствует «гармонизации их академической архитектуры» и переходу национальных систем на три цикла высшего образования.

Присвоение единого диплома по итогам обучения по совместным программам сопряжено с отсутствием во многих европейских странах законодательных положений, касающихся совместных дипломов. На устранение этой правовой коллизии и направлена центральная рекомендация правительствам государств-участников Лиссабонской конвенции: «…пересмотреть свои законодательства с целью устранения любых юридических препятствий в признании совместных дипломов и там, где необходимо, вводить правовые положения, которые бы способствовали такому признанию». Кроме того, несоответствие национальных квалификационных структур трем циклам высшего образования, предложенным Дублинскими дескрипторами и Европейской квалификационной структурой, также вызывает сложности в признании совместных квалификаций, особенно на уровне докторских программ, и нуждается в устранении.

 

Кодекс профессиональной практики при предоставлении
транснационального образования

 

Кодекс предлагает, в частности, «создавать такие правовые условия, при которых добросовестные провайдеры транснационального образования имели право быть учрежденными и признанными (аккредитованными)»[20]. Сложности в оценке и признании квалификаций транснационального образования этот документ рекомендует преодолевать посредством применения
методик, аналогичных тем, которые используются при оценке квалификаций предшествующего обучения, позволяющих установить: какие части данной квалификации могут быть признаны и к какому объему академичесих кредитов они могут быть приравнены.

Положения Кодекса во многом совпадают с Рекомендациями по обеспечению качества трансграничного образования (UNESCO/OECD Guidelines for Quality Provision in Cross-border Higher Education), принятыми в 2005 г., которые заложили платформу для совместной работы соответ­ствующих национальных органов по скоординированным действиям в обеспечении качества трансграничного образования.

В практическом плане большинство государств-участников ЕПВО устанавливает правила, по которым квалификации транснациональных институтов признаются при условии аккредитации самих вузов или их программ на своей территории. В этой связи разрабатываются нормы лицензирования деятельности зарубежных вузов и их аккредитации с учетом требований как вузов-экспортеров, так и импортеров образовательных услуг; создаются условия для предоставления информации о работе вузов-провайдеров транснационального образования и качестве преподавания в них; включаются, по возможности, все формы трансграничного образования в механизмы и процедуры обеспечения качества для того, чтобы, с одной стороны, качество образования, предоставляемое национальными вузами за рубежом, было не ниже того, которое реализуется в головном вузе, с другой стороны, качество образования иностранных провайдеров было не ниже гарантированного качества образования этих университетов в своей стране.

 

Пересмотр региональных конвенций о признании

 

        ЮНЕСКО и другие международные организации считают, что модель международного признания квалификаций, принятая в Европейском регионе, в наибольшей степени отвечает современным реалиям и должна получить распространение в других регионах мира. В этой связи предложено пересмотреть существующие региональные конвенции о признании с включением положений, аналогичных положениям Лиссабонской конвенции. Это предложение активно реализуется странами Средиземноморья и Азиатско-Тихоокеанского региона, которые осуществляют работу по пересмотру действующих конвенций о признании (соответственно: от 1976 г. и 1983 г.). Цель работы – подготовка конвенций, предусматривающих внедрение современных механизмов, инструментов и процедур признания: совместимых систем аккредитации вузов и программ, обеспечение качества образования в терминах «результаты обучения», сетей национальных информационных центров, приложений к диплому, национальных квалификационных структур, полномочий вузов в решении вопросов академического признания. Подготовка Конвенции для региона Средиземноморья (22 арабских и европейских государства) практически завершена. При активном участии Индии, Китая, Австралии и других стран завершается подготовка конвенции для Азиатско-Тихо­океанского региона[21]. В различных стадиях подготовки – конвенции стран Арабского и Африканского регионов. В Латинской Америке такая работа еще не началась, но разрабатывается система академических кредитов, обсуждаются другие механизмы и инструменты признания для выработки новой конвенции.

Завершая анализ международно-правовых документов, влияющих на формирование национальных законодательств государств-участников Европейского пространства высшего образования по вопросам признания иностранных квалификаций, следует от метить, что развитие норм законодательства, регулирующих решение вопросов признания иностранных документов об образовании, в соответствии с положениями Лиссабонской конвенции и дополняющих ее текстов, способствует укреплению международного доверия к национальным системам образования и обеспечению качества образования государств-участников. Поэтому в рамках ЕПВО уже в ближайший период планируется проанализировать соответствие национальных законодательств положениям Лиссабонской конвенции и дополняющим ее текстам, выявить взаимосвязь механизмов и процедур признания с обеспечением качества образования, осуществить более детальный анализ применения процедур признания на уровне вузов и зафиксировать образцы положительных практик. Законодательное оформление принципов Лиссабонской конвенции и их корректное практическое применение будут оцениваться как важные составляющие мероприятий по обеспечению качества образования.

Ожидается, что современные нормы национальных законодательств и практика их применения обеспечат выполнение таких обязательных принципов, как:

– безусловное право заявителя на справедливую оценку его квалификации;

– принятие решения о признании, если не доказано наличие «сущест­вен­ного различия» между иностранной и аналогичной национальной квалификациями;

– в случае непризнания иностранной квалификации полномочные органы по признанию ясно демонстрируют наличие «существенного различия»;

– участвующие стороны гарантируют предоставление необходимой информации о своих вузах и их программах;

– в стране действует центр ENIC (Национальный информационный центр по признанию), способствующий оперативному получению всеми заинтересованными сторонами необходимой информации.

 

Примечания

 

* Неформальное обучение – обучающие программы (курсы) или другие варианты спланированной и структурированной обучающей деятельности, не относящиеся к системе образования той или иной страны, но обеспечивающие приращение знаний и компетенций в конкретных областях деятельности. Такие программы (курсы) не ведут к присуждению документов об образовании с фиксированными правами, как правило, завершаются выдачей сертификатов, подтверждающих приобретение новых компетенций или приращение имевшихся ранее. Предоставляются как учебными заведениями, так и компаниями.

** Информальное обучение – обучение, не имеющее структурированного формата, имеющее спонтанный характер. Приобретаемые знания, компетенции и навыки являются результатом повседневного процесса реализации творческого подхода индивида в своей профессиональной деятельности в форме анализа и обобщения собственного опыта, заинтересованного общения со средой профессионалов, индивидуального поиска новых знаний по конкретным аспектам профессии через любые источники информации. Часто понимается как самообразование.

*** В Разделах IX и X Лиссабонской конвенции о признании Европейская сеть национальных информационных центров по признанию (ENIC Network) определена как один из основных инструментов ее осуществления. Российский ENIC – Национальный информационный центр по академическому признанию и мобильности (НИЦ АПМ) является авторитетным источником информации по вопросам признания для студентов и других заинтересованных лиц, вузов и иных организаций, обеспеченный квалифицированным персоналом и необходимыми техническими средствами. НИЦ АПМ обеспечивает информационную поддержку признания российских документов об образовании за рубежом, играет активную роль в работе сети ENIC; принимает участие в рабочих группах, в совещаниях и семинарах Сетей ENIC-NARIC и Болонских семинарах, в заседаниях Межправительственного Комитета Лиссабонской Конвенции. Директор НИЦ АПМ является членом российской группы Болонского процесса, дважды избирался вице-президентом Сети ENIC. НИЦ АПМ предоставляет пользователям информацию о национальных системах образования и национальных квалификациях, об аккредитационном статусе российских и зарубежных вузов, об образовательных программах, о процедурах признания, возможностях подачи заявлений и т. д. См.: http://www.russianenic.ru/

**** Регулируемые виды профессиональной деятельностипрофессия или деятельность, для безусловного выполнения которой юридическими нормами данного государства предусмотрены определенные требования, без выполнения которых соискатель не может работать по этой профессии или
виду деятельности. В компетенцию органов, регулирующих эти профессии в целях защиты населения от возможного ущерба от деятельности лиц, допус­каемых к таким профессиям входят: установка стандартов прохождения практик и приобретения практических умений, разработка и установка требований для начала работы по профессии, оценки квалификаций соискателей на работу по данной профессии; регистрация (лицензирование) квалифицированных специалистов в данной профессии и некоторые другие, проведение экзаменов или тестов. Список регулируемых профессий и состав компетенций регулирующих органов в различных странах отличаются.

 

Литература

 

1.      Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, и Пояснительный доклад. Lisbon / 11.IV.1997. Council of Europe, July 1998, Reprinted January 1999. ISBN 92-871-3552-5. – 300 с.

2.      Кодекс профессиональной практики при предоставлении трансна­ционального образования. Комитет Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе. Рига, 6 июня 2001 г. http://www.russianenic.ru/int/lisbon/3.html

3.      Международно-правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях. Европейское образовательное про­странство: От Лиссабонской конвенции по признанию до Болонского процесса. Серия «Законодательство об образовании» / под ред. канд. экон. наук, доц. Г.А. Лукичева. – М. : «Готика», 2004. – 382 с.

4.      Рекомендации по признанию совместных степеней. Комитет Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европей­ском регионе. Страсбург, 9 июня 2004 г.

5.      http://www.russianenic.ru/int/lisbon/6.html

6.      Лукичев, Г. А. Формирование системы взаимного признания Европейского пространства высшего образования // Вестник РУДН. Сер. : Информатизация образования. – М. : РУДН, 2005. – № 1/2. – С. 24–29.

7.      Лукичев, Г. А. Образование стран Европейского Союза устремлено в будущее // Вопросы образования. – М., 2004. – № 4. – С. 166–177.

8.      Armsby, Pauline; Costley, Carol; Garnett, Jonathan: The legitimisation of knowledge: a work-based learning perspective of APEL. Basingstoke, UK. International journal of lifelong education. vol. 25, 2006. – № 4. – Р. 369–383.

9.      The Bologna Process 2020 – The European Higher Education Area in the new decade Communique of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education, Leuven and Louvain-la-Neuve, 28-29 April 2009 Bologna Coordination Group on Mobility. Report endorsed by BFUG at its meeting in Prague on 12–13 February 2009.

10. http://www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/bologna/conference/documents/Leuven_Louvain-la-Neuve_Communiqu%C3%A9_April_2009.pdf

11.   Bologna Coordination Group on Mobility. Report endorsed by BFUG at its meeting in Prague on 12–13 February 2009.

12.   The European Higher Education Area -Achieving the Goals. Communique of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education, Bergen, 19–20 May 2005.

13.   Quality handbook of Higher Education in Finland and Russia. University of Turku 2009. – 24 p.

14.  New challenges for recognition: the recognition of prior learning. Official Bologna Process Seminar, Riga, Latvia 24-26thJanuary 2007.

15.  http://www.aic.lv/bologna2007/docs/S_Adam_background_report.pdf

16.   Rauhvargers, Andrejs, ed.; Bergan, Sjur, ed.: New challenges in recognition: recognition of prior learning and recognition in a global context. Council of Europe higher education series. 10. Strasbourg, France, Council of Europe Publ., 2008. – 129 p.

17.   Recommendation on Criteria And Procedures for the Assessment of Foreign Qualifications (adopted by the Lisbon Recognition Convention Committee at its second meeting, Riga, 6 June 2001)

18.   http://www.coe.int/t/dg4/highereducation/recognition/Criteria%20and%20procedures_EN.asp

19.   Report to The Bologna Follow Up Group on the Analysis of the 2007 National Action Plans for Recognition. Strasbourg/Riga, September 12, 2008. http://193.190.148.151/hogeronderwijs/bologna/actionlines/documents/Analysis_of_2007_RecognitionNAPs.pdf

20.   Towards the European higher education erea. Bologna process. The Russian Federation National Report 2007–2009.

21.   http://www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/bologna/links/National-reports-2009/National_Report_Russia_2009.pdf

22.   Trends IV: European Universities Implementing Bologna. By S. Reichert and Ch. Tauch. EUA Publications 2005. Trends IV: European universities. Implementing Bologna. An EUA Report. Written by Sybille Reichert and Christian Tauch.http://www.eua.be/eua/jsp/en/upload/TrendsIV_FINAL.1117012084971.pdf

23.   Sjur Bergan. Qualifications – Introduction to a concept. Council of Europe Higher Education series – 2007. – № 6. – 274 p.

24.   Sjur Bergan. Academic recognition: status and challenges. Council of Europe, France. Assessment in Education: Principles, Policy & Practice, Volume 16, Issue 1. March 2009. – Р. 3953.

25.   Sjur Bergan. The New European Higher Education Area and Its Implications// Nes of the Recognition Field: background Information for the ACE Track, 13-th Annual Conference of the EAIE 5-to 8 December, 2001, Tampere, Finland.-Riga: EAIE, Latvian ENIC/NARIC, 2001. – Р. 10–14.

26.   Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area. European Association for Quality Assurance in Higher Education, 2005, Helsinki, Finland, 2005. www.enqa.eu/files/BergenReport210205.pdf

 



[1] См.: Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе. Заключена в г. Лиссабоне 11 апреля 1997 г. // СЗ РФ. 2000. №39. Ст. 3836.

[3] The European Higher Education Area -Achieving the Goals. Communique of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education, Bergen, 19–20 May 2005. P. 3.

[4] См. : Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе и Пояснительный доклад. Lisbon/11.IV.1997. Council of Europe, July 1998, Reprinted January 1999. ISBN 92-871-3552-5. С. 237.

[5] Trends IV: European Universities Implementing Bologna. By S. Reichert and Ch. Tauch. EUA Publications 2005. P. 27.

[6] Report to The Bologna Follow Up Group on the Analysis of the 2007 National Action Plans for Recognition. Strasbourg/Riga, September 12, 2008. P. 24

[7] В России эти функции выполняет Национальный информационный центр по академическому признанию и мобильности: См. : Приказы Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.03.1999 № 708 и от 06.04.1999 № 872 о создании и функциях; Национальный доклад Российской Федерации для Follow up группы Болонского процесса за 2007–2009 гг. С. 31. http://www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/bologna/links/National-reports-2009/National_Report_Russia_2009.pdf

[8] Quality handbook of Higher Education in Finland and Russia. University of Turku 2009. P. 186–190.

[9] The Bologna Process 2020 – The European Higher Education Area in the new decade Communique of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education, Leuven and Louvain-la-Neuve, 28–29 April 2009. Р. 3.

[10] Bologna Coordination Group on Mobility. Report endorsed by BFUG at its meeting in Prague on 12–13 February 2009.

[11] См. : Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию … С. 52.

[12] См. : Там же. С. 64–65.

[13] Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area. European Association for Quality Assurance in Higher Education, 2005, Helsinki, Finland, 2005. www.enqa.eu/files/BergenReport210205.pdf

[14] Report to The Bologna Follow Up Group on the Analysis of the 2007 National Action Plans for Recognition. P. 71.

[15] Report to The Bologna Follow Up Group on the Analysis of the 2007 National Action Plans for Recognition. P. 10.

[16] Recommendation on Criteria And Procedures for the Assessment of Foreign Qualifications (adopted by the Lisbon Recognition Convention Committee at its second meeting, Riga, 6 June 2001). http:// www.coe.int/t/dg4/highereducation/recognition/Criteria%20and%20procedures_EN.asp

[17] Report to The Bologna Follow Up Group on the Analysis of the 2007 National Action Plans for Recognition. P. 69–74.

[21] Российская Федерация участвует в этой конвенции с 1990 г.


>> Наши публикации



Отправить отзыв...