На титульную страницу

О центре

Сети ENIC-NARIC

О Сетях ENIC-NARIC

Участники и Партнеры Сетей

Заявление и другие документы Сетей


Международно-правовые основы осуществления признания документов об образовании

Европейская Культурная Конвенция

Конвенции ЮНЕСКО

Совместная (Лиссабонская) конвенция Совета Европы и ЮНЕСКО по признанию

Болонский процесс

Многосторонние и двусторонние соглашения

Другие международно-правовые акты


Правовые основы признания образования и (или) квалификации

Федеральный закон
"Об образовании в Российской Федерации"

Рособрнадзор: основные функции

Постановления, приказы и положения

Положение о государственной аккредитации

Признание иностранного образования и (или) квалификаций в Российской Федерации

Признание иностранных квалификаций в РУДН

Подтверждение документов об образовании. Апостиль, консульская легализация


Российское образование

Федеральные органы управления

Государственный контроль качества образования

Система российского образования
Описание

Схема

Образцы документов об
образовании и дипломов

Статистика СП и ВП образования


Аккредитованные вузы и ссузы РФ

Публикации

Конференции, международные семинары и рабочие группы

English
   
>> Наши публикации | «В поисках эффективного взаимодействия высшего образования и работодателей » ...


Геннадий Лукичев. Экономика образования. - 2005. - N 4. - С. 5-21


 В поисках эффективного взаимодействия высшего образования и работодателей


  

В последние годы задача ориентации высшего образования на рынок труда в нашей стране решается посредством привлечения в состав УМО и ГЭК представителей организаций и предприятий. Им, таким образом, предоставляется возможность отражать интересы экономики в сфере подготовки специалистов. Прямо скажем, что эта возможность для современного общества является недостаточной. Данная форма взаимодействия образования и экономики в подготовке кадров во многом исчерпала себя. Вместе с тем при явно недостаточном бюджетном финансировании высшее образование не имеет права допускать чрезмерные отклонения между фактическим выпуском новых специалистов и реальной потребностью в них рынка труда. Сохранение негативной динамики в соотношении этих показателей еще более осложняет развитие и образования, и экономики. Винить в сложившейся ситуации одну из сторон будет не только несправедливым, но и неправильным по существу. Необходимо искать и развивать новые формы взаимодействия экономики и образования, учитывая при этом положительный опыт зарубежных стран, в первую очередь – партнеров по Болонскому процессу.

 

Европейское образование в 2020 году

Болонский процесс вызвал к жизни большие изменения в образовании стран Европы. На период до 2010 года определены основные параметры и этапы реформирования. Однако Европа задумывается и о более далекой перспективе. В этих целях в 2004 г. был проведен опрос примерно 700 экспертов из 24 стран по вопросам будущего развития образования и исследований до 2020 года[1][1]. Приведем наиболее значимые черты образования, вырисовывающиеся в ходе опроса.

По мнению экспертов, в 2020 году 60% выпускников средних школ Европы будут проходить дальнейшую подготовку в вузах. Главный акцент в образовании будет сделан на компетенциях и умениях будущих выпускников, их пригодности к занятости. Утверждается, что в программах бакалаврской подготовки до 20% учебного времени, а в программах магистратуры – до 12% будет посвящено общей подготовке, включая изучение иностранных языков. Остальной ресурс времени будет направлен на общепрофессиональную и профессиональную подготовку.

Главные акценты в управлении университетами будут сделаны на эффективности их деятельности. Поэтому и методы управления приобретут черты, характерные для больших компаний. Вузовское управление станет самостоятельной, хорошо утвердившейся профессией.

Опрошенные эксперты отнесли к числу наиболее возможных и желательных результатов развития образования до 2020 года следующие:

Расходы на НИОКР превысят 3%, значительная их часть будет предназначаться для ведущих научных университетов.

Более 50% научных и академических журналов будет издаваться в электронном виде. В большинстве случаев их владельцами и издателями будут самими преподаватели.

До 40% соискателей степени «магистр» будут продолжать образовании в других университетах, а не там, где они получили степень «бакалавра».

Повсеместно возобладает двухуровневая структура вузовской подготовки с продолжительностью обучения 3 года в бакалавриате и 2 года в магистратуре.

Обучением в различных формах (обучение в течение жизни) будет охвачена значительная часть работающих вплоть до пенсионного возраста.

Признание всех видов предшествующего обучения станет обычной нормой как для вузов, так и для работодателей.

В целом европейские эксперты высказываются за развитие образования в прагматическом русле. Их ожидания связаны с большей практической направленностью вузовской подготовки.

 

Ориентация вузов на запросы рынок труда

Требования общества к результативности образования с точки зрения эффективности совокупных затрат повышаются. В эпоху массового высшего образования бюджетное финансирование не обеспечивает нужды высшего образования в полной мере. Часть расходов за образование государство вынуждено переложить на плечи населения. Таким образом, население все в большей мере становится непосредственным заказчиком на образовательные услуги. Студент, расходующий средства своей семьи на образование, в возросшей степени заинтересован в конечных результатах обучения.

Ожидания молодежи на получение достойной занятости и достижение благополучия на основе использования на практике результатов образования должны быть удовлетворены. Затраты средств семей, а также времени и усилий индивидов в образовании должны быть компенсированы получением занятости с достойной оплатой труда и укреплением социального положения выпускников. Если этого не происходит на протяжении длительного времени, в обществе неизбежно зарождаются негативные реакции: растет недоверие к институтам власти, неспособным обеспечить требуемое качество подготовки, проявляется разочарование в самом образовании, происходит переориентация на зарубежные вузы и программы, возникает неуверенность молодого поколения в своем будущем. Напротив, получение достойной занятости на базе добротного образования, растущее благосостояние индивидов и их семей в результате труда по избранной профессии существенно укрепляют общество, открывают перед ним самые широкие перспективы устойчивого развития.

Вузам необходимо повышать свою конкурентоспособность. Очевидно, что при любом варианте развития российского образования в будущем борьба между вузами за привлечение студента будет обостряться. Это является прежде всего результатом демографических тенденций. Конкуренция между российскими вузами будет усиливаться также под давлением все возрастающего внедрения зарубежных университетов в образовательное пространство России. В этом же направлении будут действовать вектор Болонского процесса и условия будущего участия России в ВТО. У студентов, особенно тех, кто будет платить за образование, действительно будет выбор для заключения договорных отношений. Неконкурентоспособные вузы с учетом этой перспективы просто обречены.

Успешность перехода на инновационный путь развития в значительной мере зависит от степени восприимчивости высшего образования к технологическому прогрессу. Такая восприимчивость не в последнюю очередь зависит от характера и устойчивости взаимосвязи образования и практики. Если эта взаимосвязь слабая и неинституционализированная, то существенно понижены возможности экономики в целом для разработки и освоения новых технических идей. Страны Европы рассматривают Болонский процесс как важнейшую составляющую стратегии создания самой конкурентоспособной в мире экономики, основанной на знаниях. Это полностью совпадает с задачей, которую ставит перед собой Россия, - задачей перехода на инновационный путь развития.

 

Отличия современного подхода

Степень ориентированности образовательных программ на рынок труда становится ключевым показателем эффективности высшего образования и качества подготовки. Ориентированность на рынок труда реализуется через систематизированное взаимодействие образования и работодателей и формализуется в виде критериев и требований к выпускникам с точки зрения их текущей практической пригодности к занятости. Кроме того, вуз призваны адекватно реагировать на предсказуемые изменения структуры рынка труда. В этом смысле данные мониторинга рынка труда и прогнозные оценки изменений спроса должны служить для них важным ориентиром. Сама же способность к адекватной реакции зависит от степени автономии вузов в принятии решений о внесении необходимых изменений в программы подготовки и от стимулов к осуществлению таких изменений. Конечно же, конкуренция между вузами за студента является важным стимулом. Но совершенно недостаточно ограничиваться только им одним.

Изменяется стратегия вузов по обеспечению выпускников профессиональными компетенциями, отвечающими требованиям рынка труда. В этой связи необходимо проявление новаторства в методиках преподавания и организации учебного процесса. Такой простор, в частности, предоставляют модульные методики построения образовательных программ и широкое внедрение информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Быстрое устаревание приобретенных знаний ставит на повестку дня необходимость переноса акцента в подготовке кадров с методик освоения только массированных объемов формальных знаний на привитие культуры саморазвития, методов и подходов наращивания актуальных знаний и умений, т.е. инструментов непрерывного обучения.

В результате появляется качественно новый продукт образования - хорошо обучающийся профессионал. Для этого требуется создание мотивации у студентов к учебе. Результатом привития такой культуры становятся достижение самодостаточности личности в решении стоящих перед ним профессиональных и жизненных задач, стремление к повышению индивидуального потенциала через приобретение новых знаний и умений. Вместе с тем потенциал человека раскрывается в полной мере только при обладании им как индивидуальных (профессиональных), так и социальных качеств. Поэтому очень важно в ходе подготовки соблюдать сложный баланс общих и профильных дисциплин.

Повышение эффективности прохождения студентами практических занятий и практик также является важным ресурсом новой стратегии, в использовании которого заинтересованы не только вузы, но и сами работодатели.

Работодатель - заинтересованная сторона в определении целей и результатов вузовской подготовки. Сегодня существенно повысилась актуальность вклада бизнеса, работодателя в определение задач и содержания образования. Фактически вопрос ставится таким образом, что в развитии образования должны участвовать две равноправные стороны - работодатели (бизнес) и академическое сообщество. Обе стороны должны хорошо знать нужды и интересы друг друга, действовать сообща и согласованно по поводу подготовки работников. Для этого необходимы соответствующие времени формы и институты сотрудничества. Правительства государств-участников Болонского процесса отмечают недостаточное участие работодателей и социальных партнеров в формулировании требований к подготовке специалистов. Этот вопрос, вероятно, будет обсуждаться на конференции министров в Бергене в мае 2005 года.

Характерно, что Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в своих последних докладах также усилила акцент на роли бизнеса, профессиональных ассоциаций и организаций в подготовке кадров. Солидарность с ОЭСР проявляет и ЮНЕСКО. Две организации готовят совместные рекомендации по данному аспекту развития образования, которые будут опубликованы в 2005 году.

Взаимодействие образования и бизнеса обсуждалось на встрече Президента Российской Федерации В.В. Путина с Министром образования и науки А.А. Фурсенко в марте 2005 г. В частности, было высказано пожелание составлять прогнозы экономического развития для того, чтобы ориентировать образование на потребности рынка труда.

Активная позиция бизнес-сообщества уже сегодня проявляется во многих европейских странах. Так, представители торгово-промышленных палат Австрии, Великобритании, Германии и Ирландии принимают участие в реформах высшего образования и в профильных рабочих группах Болонского процесса.

 

Зарубежный опыт

Великобритания

Наиболее заметных результатов в обеспечении взаимодействия образования и бизнеса добилась, пожалуй, Великобритания (наряду с Ирландией). В этой стране ежегодно публикуется «Заявление о требованиях к квалификациям высшего образования», которое разрабатывается совместно академическим сообществом, представителями работодателей и профессиональных организаций, а также соответствующих правительственных структур. В этом документе в максимальной степени учитываются изменения требований рынка труда. «Заявление» служит ориентиром для вузов при разработке и реализации стратегий пригодности выпускников к занятости.

В связи с дискуссиями по проблеме повышения требований со стороны рынка труда в Шотландии в 2004 г. был опубликован правительственный документ под характерным названием: «Учить работать». В нем, в частности, подчеркивается: качеству образования в первую очередь способствуют усилия вузов по систематическому развитию современной культуры образования, называемой культурой «научить учиться»; учебные планы должны отражать формирование знаний и умений, а также практических навыков в соответствии с ожиданиями работодателей и других заинтересованных сторон.

В целом британские компании удовлетворены качеством университетского образования в стране. Однако правительство Великобритании не довольствуется достигнутыми результатами. Оно считает, что в обществе, основанном на знаниях, экономическая конкурентоспособность и повышение уровня жизни зависят от эффективного взаимодействия и разделения функций по развитию знаний между бизнесом и высшим образованием. Вузы в современных условиях должны выстраивать свою деятельность в интересах развития экономики[2][2].

В этой связи предпринимается целый комплекс мер, направленных на преодоление имеющихся несоответствий между реальными кадровыми потребностями отраслей экономики и подготовкой в университетах по многим направлениям, на сближение деятельности бизнеса и университетов в сфере инноваций.

Проведенные опросы показали, что представители бизнеса часто сталкиваются с трудностями при налаживании стратегического диалога с университетами о путях преодоления таких несоответствий. Многие крупнейшие и транснациональные компании смогли наладить с вузами успешное сотрудничество, но, преимущественно, на индивидуальной основе. Учитывая их опыт, правительство считает необходимым добиться того, чтобы бизнес-сообщество на совместной основе формулировало свои требования к подготовке кадров и предоставляло вузам предложения, основанные на точных данных, в ясной форме и с должной артикуляцией. Это позволит образованию адекватно реагировать на нужды экономики.

Для того, чтобы работодатели не потеряли интерес к диалогу с вузами после ряда безуспешных и бесплодных попыток, так и не получив возможности влиять на развитие образовательных программ, было решено совершенствовать механизмы взаимодействия бизнеса и вузов.

В частности, в 2001 г. было принято решение о создании секторальных советов (Sector Skills Councils), формулирующих и определяющих требования к профессиональной подготовке в соответствии с реальными потребностями различных секторов экономики. В обязанности советов также входит воздействие на систему подготовки через определенные механизмы с целью наиболее полной реализации сформулированных ими требований. В настоящее время функционирует 12 лицензированных советов и еще 11 – проходят стадию пилотного развития. Лицензия на пятилетний период выдается советам только после того, как на этапе пилотного развития они доказывают свою состоятельность.

Несмотря на то, что в состав советов входят, как правило, представители крупного бизнеса, правительство сочло нужным выделять каждому из них ежегодное финансирование в размере 1 млн. фунтов стерлингов[3][3].

В задачи региональных советов входит:

·  сокращение разрыва между потребностями в актуальных профессиональных знаниях и умениях, оценка будущих потребностей экономики в кадрах;

·  осуществление мер, способствующих повышению производительности секторов экономики на основе взаимодействия бизнеса и государственных организаций, предоставляющих образовательные услуги;

·  содействие на базе осуществления соответствующих инвестиций расширению потенциала пригодности к занятости индивидов путем развития их профессиональных качеств;

·  повышение качества образования и подготовки посредством содействия развитию всех квалификаций высшего образования, ученичества (apprenticeships), а также национальных стандартов занятости.

Секторальные советы являются механизмом участия работодателей в разработке учебных планов и в обеспечении вузов профильными местами проведения производственных практик, развития взаимного обмена персоналом между компаниями и университетами. Отмечается, что роль организации качественных и соответствующих профилю подготовки практик в современной подготовке кадров резко возрастает. Секторальные советы являются «зонтичной организацией», способствующей развитию этого направления подготовки кадров. Так, университету Брайтон при взаимодействии с местными компаниями удалось довести показатель прохождения производственной практики на профильных рабочих местах до 55% общей численности студентов, обучающихся по программам бакалавриата[4][4].

Секторальные советы унаследовали функции упраздненной Национальной организационной сети по вопросам подготовки кадров (National Training Organization network). Они задуманы как влиятельные органы работодателей, специализирующиеся по отдельным секторам экономики. Члены секторальных советов хорошо разбираются в вопросах, касающихся перспектив и путей развития соответствующих секторов экономики, влияния на них факторов спроса и предложения на профессиональные знания и умения, а также их эффективного использования. Важнейшая задача советов - способствовать получению молодежью необходимой для эффективной занятости подготовкой, а также повышению квалификации и профессиональных умений работников. Советы сотрудничают с широким кругом работодателей, с профсоюзами, правительственными органами и другими партнерами в вопросе продвижения ключевых профессиональных знаний и умений в интересах конкретных секторов экономики. Они также организуют сбор заявок по регионам о потребностях в рабочей силе со спецификацией квалификаций и профессиональных умений. Координация всей работы по составлению общей картины потребностей в квалификациях и по анализу требований подготовки в стране возложена на Агентство по развитию секторальных профессиональных знаний и умений (Sector Skills Development Agency), учрежденное в апреле 2002 г.[5][5]

В конечном итоге деятельность вышеуказанных институтов направлена на:

·  формирование стратегии развития отдельных секторов экономики на основе оценки эффективности взаимосвязи «секторальная экономическая активность - кадровые предложения государственного сектора» и вытекающих потребностей в структуре и качестве подготовки кадров;

·  поиск путей решения задач образовательных учреждений по достижению количественного и качественного соответствия подготовки профессионалов реальным потребностям секторов экономики, регионов и субрегионов;

·  поощрение работодателей к созданию собственных систем подготовки кадров, включению их в формат своего бизнеса, а также к достижению лидирующих позиций в этой сфере, к выделению ресурсов на соответствующие цели.

Развитие рациональных взаимосвязей между высшим образованием и бизнесом уже приносит свои плоды. Ведется плодотворное обсуждение проблемы сокращения низкооплачиваемого и низкоквалифицированного труда, который серьезно тормозит развитие национальной экономики.

Ряд университетов Великобритании предприняли серьезные усилия по фокусированию своих образовательных программ на тех знаниях и умениях, которые востребованы в новых, развивающихся сферах экономической деятельности. Особенно заметно это проявляется в подготовке специалистов по таким направлениям, как ИКТ, массмедиа и мультимедиа технологии, дизайн.

Многие университеты ввели в свои учебные курсы ключевые профессиональные знания и умения, обеспечивающие непосредственную пригодность к занятости. Вузы также активизировали внедрение коротких программ для повышения профессионального уровня работников широчайшего спектра.

Еще одной важной задачей считается оказание помощи молодежи в правильном выборе своей профессии еще со школьной скамьи. Для этого британские эксперты рекомендует университетам предоставлять более полную информацию о качестве образования. В частности, рекомендовано размещать на страницах университетских веб-сайтов и проспектов помимо информации об аккредитационном статусе вузов и программах такие данные, как:

- обобщенные заключения внешних экзаменаторов о подготовке в данном вузе;

- информация о получаемых в вузе квалификациях и первых назначениях на работу;

- уровень начальной заработной платы и статистика занятости выпускников.

Кроме того, начиная с 2005 г. планируется публиковать результаты национальных студенческих обзоров, посвященных опыту обучения в различных вузах. Эксперты также считают, что необходимо внимательнее следить за соблюдением рационального баланса выпускников по направлениям подготовки в соответствии с реальными нуждами[6][6].

Правительство прилагает серьезные усилия для достижения взаимопонимания с профессиональными организациями в сфере медицины, инженерного дела и архитектуры относительно необходимости на систематической основе формулировать свои требования к работникам соответствующих квалификаций и качеству их подготовки.

Совет по финансированию высшего образования (аналог Федерального агентства по образованию) изучает возможности более полного учета мнения организаций, представляющих бизнес и государственный сектор, относительно реальных достижений и практических возможностей университетских программ в целях стимулирования дальнейшего совершенствованию работы вузов.

Кроме того, предполагается начиная с 2006 г. внедрить новые профессиональные стандарты для преподавателей вузов и одновременно запустить аккредитованные программы подготовки всех начинающих преподавателей[7][7].

Складывающаяся на рынке труда ситуация вызвала необходимость дальнейшего реформирования квалификационной структуры высшего образования Великобритании для повышения ее гибкости и скорости реагирования на потребности работодателей. Прогнозы показывают, что в среднесрочной перспективе 80% создаваемых в стране новых рабочих мест в среднесрочной перспективе могут быть заняты профессионалами самой высокой квалификации.

Поэтому в национальную структуру квалификаций наряду с уже существующими квалификациями «бакалавр» и «магистр» в 2001 г. включена новая университетская квалификация - Foundation degree - со сроком подготовки 2 года. Эта квалификация разрабатывалась совместными усилиями работодателей и вузов. Возможно, последнее обстоятельство явилось залогом ее несомненного успеха. Новая квалификация получила широкую известность и популярность, она удовлетворяет как работодателей, так и студентов. Численность обучающихся по программам Foundation degree быстро растет. В 2001/02 уч. году такие программы привлекли 4 229 студентов, в 2002/03 уч. году – 12 400, в 2003/04 – 24 400. По прогнозу на 2005/06 уч. год уже порядка 50 тыс. студентов дневного обучения будут обучаться по программам Foundation degree[8][8].

Правительство считает, что внедрение сравнительно непродолжительных университетских программ, ведущих к получению новой квалификации, будет способствовать решению и другой национальной задачи – повышению показателя доли поступающих в вузы до уровня 50% численности выпускников средних школ. В 2004 г. этот показатель равнялся менее 44%.

Ведется последовательная работа по сближению университетов и бизнеса в инновационной сфере.

В высшем образовании Великобритании в 1999-2000 гг. в расчете на единицу затрат зарождалось большее количество внедренческих инновационных компаний, чем в США. Однако правительство считает, что это не является поводом для благодушия, и ставит новые цели по расширению сотрудничества бизнеса и университетов, способствующего инновационному развитию страны. Проведенные в 2003 г. исследования показали, что 16% компаний Великобритании пользуются информацией университетов для внедрения инноваций. Такой весьма солидный по мировым меркам показатель рассматривается правительством как неудовлетворительный.

Правительство принимает меры по увеличению инновационного фонда вузов, который в 2005/06 уч. году достигнет 90 млн. фунтов стерлингов. Одновременно делаются усилия по оптимизации схем передачи университетами знаний и инноваций в промышленность. Так, университет Лидса использует средства инновационного фонда для финансирования бизнес-инкубатора, специализирующегося в сфере медиатехнологий и телекоммуникаций. Этот бизнес-инкубатор используется студентами и преподавателями в учебных и исследовательских целях. Но главное его назначение: оказание содействия зарождающемуся бизнесу на базе предлагаемых инкубатором услуг и инноваций. Бизнес, возникающий в инкубаторе, имеет отлаженный доступ к консультациям специалистов университета. Изначально задача такой инициативы университета Лидса была сформулирована как основание 100 мелких компаний в течение трех лет функционирования инкубатора [9][9].

Поставлена также задача оснащения студентов естественнонаучных профилей подготовки знаниями в области основ предпринимательства, что позволит им продвигать и коммерциализировать свои инновационные достижения.

Германия

Конфедерация ассоциаций немецких работодателей в сентябре 2003 г. опубликовала Меморандум о введении двухуровневого высшего образования[10][10]. В документе содержится призыв к университетам:

·              стремиться отражать практические потребности общества в образовательном процессе, ориентироваться на существующие реалии;

·              сократить продолжительность подготовки специалистов;

·              стремиться к большей интернационализации высшего образования;

·              завершить в ближайшей перспективе переход от «сосуществования» традиционной одноуровневой и новой двухуровневой систем высшего образования к двухуровневой подготовке;

·              сделать программы бакалавриата действительно обеспечивающими базовую профессиональную подготовку, предусмотрев реализацию гибких подходов для обеспечения пригодности выпускников к занятости;

·              прививать студентам культуру постоянного профессионального развития и обучения; студент изначально должен знать, что его дальнейший профессиональный рост связан с возможностью вернуться в университет для обучения по программе магистра после нескольких лет практической деятельности или получить дополнительную подготовку в неформальных и информальных структурах обучения;

·  добиваться лучшей мотивации студентов к обучению, в том числе после окончания университета, развивать культуру «научить учиться».

В Меморандуме немецкие работодатели предупредили об опасности в ходе реформ осуществить поверхностные изменения в существующих программах бакалавриата, которые не позволят выполнить задачу обеспечения требуемого качества подготовки с точки зрения будущей занятости. Они настаивают на необходимости полного пересмотра прежних программ при интенсивном участии бизнес-сообщества. Ассоциация немецких работодателей заявила, что стандартизация и даже гармонизация учебных программ является ошибочным подходом в развитии высшего образования, так как они ограничивают обновление программ в соответствии с меняющимися условиями. По мнению работодателей, университеты должны самостоятельно формировать свои собственные программы, добиваясь разнообразия в предоставляемых образовательных возможностях в зависимости от изменений, происходящих на рынке труда.

Вместе с тем сближение образования и бизнес-сообщества таит в себе возможность возникновения ряда серьезных опасностей. Безоглядное подчинение учебных программ или даже вузов узким интересам отдельных крупнейших компаний может привести к пренебрежению более широкими интересами и потребностями национального и регионального уровней. Такие прецеденты уже проявлялись в Великобритании.

Британские и немецкие коллеги озабочены тем, что бизнес-сообщество склонно оценивать образование только через призму экономических интересов. Это действительно опасная крайность. Она может вызвать искушение пренебречь не только отдельными дисциплинами, но даже целыми направлениями подготовки, не имеющими четко выраженной рыночной направленности, но вносящими неоценимый вклад в науку и культуру. Поэтому считается, что состав привлекаемых к сотрудничеству бизнес-структур должен быть максимально широким: от структур государственного сектора - до среднего и малого бизнеса.

 

Бакалавриат и магистратура в новой парадигме

Бакалавриат становится основным «поставщиком» новых профессионалов. Этот доступный уровень высшего образования призван в будущем готовить не менее 70% специалистов, впервые выходящих на рынок труда. Отметим, что в ряде европейских стран подготовка примерно 60% бакалавров будет осуществляться за 3 года, но на базе 12-13-летнего школьного образования. Выпускник бакалавриата, помимо общей профессиональной подготовки, должен обладать профессиональными знаниями и умениями, позволяющими в короткий срок адаптироваться в компании. Очень важно отметить, что квалификация бакалавра должна быть востребована работодателем не в силу принятых законов или постановлений, но, прежде всего, по ее реальной пригодности к занятости. И здесь без усилий двух сторон - вузов и работодателей - просто не обойтись.

Попытка сформулировать программу бакалавриата как усеченную версию программы специалиста не позволит решить поставленные задачи. В идеале такая программа должна быть создана заново как полностью самодостаточная, с учетом современных требований и возможностей.

Магистратура должна предоставлять возможность дифференцированного подхода к обучению в соответствии с целевыми установками на подготовку к работе в конкретных областях. Этот подход предполагает:

- углубление академического образования в рамках подготовки к докторской программе;

- углубление знаний непосредственно по направлению подготовки бакалавриата и сопряженным дисциплинам;

- получение и расширение диапазона знаний по смежным специальностям.

Поступление в магистратуру предпочтительнее после нескольких лет работы, когда у выпускника сформируются представления о потребностях в определенных знаниях. Это позволит еще точнее ориентировать институт магистратуры на потребности рынка труда и экономики.

Обучение в течение жизни - это образовательная среда дальнейшего нормального развития профессионала. По существу, дальнейшее успешное развитие массового высшего образования, в основе которого лежат сравнительно короткие программы профессиональной подготовки, невозможно без становления института обучения в течение жизни. Так, в США через различные курсы подготовки и переподготовки в университетах, компаниях и независимых структурах обучения ежегодно проходит до 1/3 рабочей силы страны. Европейские страны ставят перед собой задачу достичь среднего показателя 12% к концу текущего десятилетия. Речь идет о систематических усилиях по формированию «дружественной среды непрерывного обучения».

Если многообразие программ обучения в течение жизни (которые предлагают формальные, неформальные и информальные структуры обучения и подготовки) является инструментом решения краткосрочных задач в производстве и передаче знаний, обеспечивающим оперативную, «тонкую подстройку» квалификаций к изменяющимся условиям рынка труда, то вузовское образование – это мощный инструмент среднесрочной и долгосрочной стратегии подготовки кадров и развития трудовых ресурсов. Такова суть взаимосвязи этих двух подсистем современного образования. Безусловными критериями функциональности каждой подсистемы являются максимальное соответствие требованиям рынка труда и их конкурентоспособность.

 

Концепции «пригодность к трудоустройству» и «хорошо обучающийся профессионал»

В ходе многочисленных дискуссий в рамках Болонского процесса были выдвинуты концепции «пригодность к трудоустройству» и «хорошо обучающийся профессионал»[11][11]. Их появление было обусловлено, прежде всего, переходом на двухуровневое высшее образование с базовой квалификацией «бакалавр». Хотя они и не являются безупречными, но позволяют по-новому оценить направленность реформ в образовании. Поэтому полезно остановиться на них подробнее.

Пригодность к трудоустройству – это совокупность учебных достижений (навыков, знаний и личностных качеств), которая повышает вероятность трудоустройства и успешной работы выпускника в избранной им сфере трудовой деятельности в интересах самого выпускника, а также дальнейшего развития рабочей силы, общества и экономики в целом.

Хорошо обучающийся профессионал формируется в ходе образовательного процесса, в результате которого выпускник вуза рассматривает бакалавриат как базис для своего дальнейшего развития в качестве профессионала. Образовательный процесс закладывает мотивацию на дальнейшее усвоение и наращивание знаний, прививает культуру «научить учиться» и «учиться, чтобы работать». В этой связи полезным является и другое понятие - «устойчивая пригодность к трудоустройству», которое включает в себя постоянное самосовершенствование и наращивание потенциала индивидуального профессионального роста. Институт обучения в течение жизни – базовое условие для формирования среды, обеспечивающей устойчивую пригодность индивида к трудоустройству.

Такая постановка вопроса вызывает необходимость и других действий в рамках системы образования, направленных на более раннюю и более точную ориентацию молодежи на профессиональное развитие и рост. Необходимо продумать систему профессиональной ориентации школьников старших классов для правильного выбора будущей специальности в соответствии с индивидуальными склонностями и получения подготовки, адекватной для поступления на программы бакалавриата. Но этим проблема не исчерпывается. Перед вузами встает задача по созданию системы консультаций для студентов, позволяющая сформировать более точное представление об их учебной карьере и будущей занятости. Активное участие в формировании собственной карьеры будет способствовать повышению ответственности студентов за ее результаты. В новой образовательной среде студент становится активным участником определения и формирования своего профессионального будущего. Задача вуза - предоставить ему возможность для определения и следования образовательной траектории, наиболее соответствующей интересам студента.

 

Образование фундаментальное и образование практически ориентированное

В сущности дискуссии о практически ориентированном и фундаментальном характере высшего образования, в сущности, ведутся относительно двух отличных целевых моделей обучения. Рассмотрим их, считая вузы организациями, занимающимися специфическим производством - расширенным производством и передачей знаний. Поскольку управление вузами имеет ярко выраженную тенденцию к использованию методов предприятий и фирм, такое сравнение сегодня вполне уместно.

Первая и ныне существующая в России модель направлена на подготовку кадров в русле весьма общих представлений о существующих на рынке труда требованиях. При этом акцент вынужденно делается на оснащении студентов избыточным (сверхдостаточным) запасом знаний неприкладного характера. Еще раз заметим, что сами вузы, без активного участия работодателей, действительно не в состоянии получить четкое представление о дозировании прикладных и фундаментальных знаний. Одновременно сами вузы недостаточно, по современным меркам, озабочены будущим практическим применением передаваемых ими знаний и степенью пригодности выпускника к конкретной занятости. Практика зарубежных стран показывает, что такая модель подготовки исчерпала свой потенциал. Она обременена, поскольку страдает серьезным недостатком - перепроизводством невостребованных знаний. Такое перепроизводство выражается в двух формах.

1. Структурное (явное) перепроизводство: подготовка явно излишнего числа профессионалов, невостребованных в данный период времени теми секторами деятельности, для которых они предназначаются.

2. Латентное (скрытое) перепроизводство: обучение по дисциплинам или по разделам дисциплин, выходящим за пределы объема знаний, достаточных для успешного осуществления выпускником на данном уровне подготовки своей профессиональной деятельности (знания впрок).

Естественно, что перепроизводство знаний сопряжено с затратами. Если исходить из посыла, что всякое знание – это благо, то эти затраты заведомо оправданы. Но такой посыл основан на слишком общем и поверхностном подходе.

Да, знаний не бывает много. Но каких знаний? За чей счет? Эти вопросы в обществе массового образования настойчиво требуют ответа. Следует ли безоговорочно оправдывать любые затраты на знания, невостребованные рынком труда? Сомнительно. Фундаментальные знания действительно формируют основу любой профессиональной деятельности. Вместе с тем «перепроизведенные», в том числе и фундаментальные знания не так уж редко исчезают из арсенала обучавшегося, не получив применения. Выпускник так и не получает возможности работать в соответствии с квалификацией, например, экономиста или юриста, поскольку российский рынок труда просто перенасыщен специалистами данного профиля. Не менее часто, получив занятость по профессии, выпускник осознает, что в его подготовке отсутствуют актуальные разделы знаний прикладного характера. Конечно, перед ним встает задача немедленной ликвидации таких пробелов посредством самостоятельной подготовки или обучения на курсах.

Кроме того, знания имеют свойство устаревать и их надо возобновлять. Особенно ярко этот процесс проявляется в сфере информационных и коммуникационных технологий. Здесь срок устаревания знаний – 4,5 года. В других секторах – несколько больше. Возникает вопрос: стоит ли тратить ресурсы (время и деньги) на передачу-усвоение быстро устаревающих знаний. Ответ очевиден – нет.

Вторая модель, предлагаемая в рамках Болонского процесса, направлена на подготовку выпускника с практической готовностью к выполнению профессиональных задач. Основой пригодности к занятости является достаточность полученных базовых, общепрофессиональных и прикладных знаний и умений. Вторая модель ориентирована на дальнейшее обучение для расширения актуальных фундаментальных и прикладных знаний с целью повышения профессионализма и развития карьеры. В построении второй модели предусмотрены: тесное взаимодействие образования с работодателями, проведение секторального и территориальных анализов рынка труда, гибкое реагирование образовательных программ на существующие и перспективные запросы экономики. Данная модель не допускает существенного перепроизводства знаний. Вместе с тем сама эта модель по сравнению с первой требует на ее развитие и содержание иных по структуре и объему затрат. В рамках этой модели значительные затраты сопряжены с переориентацией работы и повышением компетенций профессорско-преподавательского состава, с институционализацией взаимодействия образования и работодателей, с реструктуризацией и последующим систематическим обновлением образовательных программ.

 

Заключение

Для дальнейшего успешного развития высшего образования требуется создать систему согласования подготовки кадров и потребностей рынка труда. Для этого необходимо творчески применить опыт стран, добившихся заметных успехов по взаимодействию вузов и работодателей.

Для побуждения вузов обеспечивать подготовку кадров в русле практических потребностей неизбежно потребуется усилить акцент на критериях качества образования и на конечных результатах работы вузов.

Предлагаемые меры не могут быть приведены в действие без правильной оценки целого сегмента рынка труда, который составляют преподаватели и сотрудники вузов. Именно на их плечи в первую очередь ложится бремя проведения необходимых преобразований. Явно заниженная оценка труда этой категории высококвалифицированных работников, от которых потребуются дополнительные усилия, становится серьезной преградой на пути осуществления преобразований. Есть все основания опасаться, что без изменения оценки труда профессора реформы образования будут протекать в имитационном варианте, не принося ожидаемого эффекта.

 

Г.А. Лукичев,

кандидат экономических наук,

директор Национального информационного центра

по академическому признанию и мобильности

Минобрнауки РФ

 


 

[1][1] The European higher education and research landscape 2020. Enschede, Center for Higher Education Policy Studies, University of Twente. 2004. P. 28, 45, 55-56.

[2][2] Lambert Review of Business-University Collaboration. Final Report. December 2003. Skills and people (Chapter 8). L., 2003. Р. 107-110.

[3][3] Department for Education and Skills. Departmental Report 2004. Presented to Parliament April 2004. L., 2004. Р. 86-89.

[4][4] The Future of Higher Education. Higher Education White Paper. Presented to the Parliament by Ch. Clarke, the Secretary of State For Education and Skills January 2003. L., 2003. P. 42.

[5][5] Department for Education and Skills. Departmental Report 2004. Presented to Parliament April 2004. L., 2004. Р. 86-89.

[6][6] Lambert Review of Business-University Collaboration. Final Report. Skills and people (Chapter 8). L., 2003. Р. 108-109. См.: www.lambertreview.org.uk.

[7][7] The Future of Higher Education. Commentary on responses received on the Higher Education White Paper and Paper on Widening Participation. L., 2003.

[8][8] Department for Education and Skills. Departmental Report 2004. Presented to Parliament April 2004. L., 2004. Р. 81.

[9][9] The Future of Higher Education. Higher Education White Paper. Presented to the Parliament by Ch. Clarke, the Secretary of State For Education and Skills January 2003. L., 2003.

[10][10]Memorandum on the tiered study structure (bachelor/master). Confederation of German Employers’ Associations (BDA). September 2003. См.: http://www.bologna-bergen2005.no/EN/Bol_sem/Seminars/041022-23Bled/0309_BDA.

[11][11] Официальный семинар Болонского процесса «Пригодность к трудоустройству в контексте Болонского процесса: Общие выводы и рекомендации». Блед (Словения), 21-23 октября 2004 г.; международные правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях: Европейское образовательное пространство: от Лиссабонской конвенции о признании до Болонского процесса. Под ред. Г.А. Лукичева. Москва, 2004. С. 216-219.


>> Наши публикации



Отправить отзыв...