На титульную страницу

О центре

Сети ENIC-NARIC

О Сетях ENIC-NARIC

Участники и Партнеры Сетей

Заявление и другие документы Сетей


Международно-правовые основы осуществления признания документов об образовании

Европейская Культурная Конвенция

Конвенции ЮНЕСКО

Совместная (Лиссабонская) конвенция Совета Европы и ЮНЕСКО по признанию

Болонский процесс

Многосторонние и двусторонние соглашения

Другие международно-правовые акты


Правовые основы признания образования и (или) квалификации

Федеральный закон
"Об образовании в Российской Федерации"

Рособрнадзор: основные функции

Постановления, приказы и положения

Положение о государственной аккредитации

Признание иностранного образования и (или) квалификаций в Российской Федерации

Признание иностранных квалификаций в РУДН

Подтверждение документов об образовании. Апостиль, консульская легализация


Российское образование

Федеральные органы управления

Государственный контроль качества образования

Система российского образования
Описание

Схема

Образцы документов об
образовании и дипломов

Статистика СП и ВП образования


Аккредитованные вузы и ссузы РФ

Публикации

Конференции, международные семинары и рабочие группы

English
   
>> Наши публикации | «Другого шанса для реального сближения с Европой не будет» ...

"Время МН" 23 октября 2002 года, № 1040


Другого шанса для реального сближения с Европой не будет

Геннадий Лукичев, директор ГУ "НИЦ АПМ Минобразования России"


        В конце 90-х годов в Европе сложилась ситуация, когда тактика постепенных и осторожных шагов по совершенствованию национальных систем образования вошла в конфликт с современными требованиями его развития. Страны Старого Света обнаружили огромный разрыв между высочайшими достижениями в мировом образовании и своими собственными средними показателями, а главное - между перспективными потребностями общества в "продукции" образования и его современными реальными возможностями. Это послужило импульсом для перехода к принципиально новой фазе развития высшего образования Европы, получившей название Болонский процесс.

        Именно высшее образование стало наиболее динамично обновляющимся сектором системы образования. По прогнозам, уже в ближайшем будущем структура рабочей силы высокоразвитых стран будет такова, что категория индустриальных рабочих сократится до 5%. Эта та часть рабочей силы, которая может довольствоваться школьной подготовкой. Остальные работники не обойдутся без солидного послешкольного образования. Таким образом, высшее образование, в состав которого в Европе теперь включены и техникумы, становится воистину массовым.

        С другой стороны, экономические расчеты показывают, что доля человеческого капитала (накопленных населением знаний и умений) в создании национального продукта, например в США, за последние 5 лет выросла еще на 2% и составляет теперь 82%. Остальное приходится на физический капитал и природные факторы. К слову сказать, для России этот показатель составляет чуть более 50%. Это является свидетельством доминирующего и постоянно возрастающего вклада квалификации, профессиональной подготовленности работников (образованности) и в конечном итоге самого образования в развитие экономики. Массовость высшего образования и, как следствие, рост его вклада в развитие экономики - основные побудительные мотивы глубокой модернизации образования стран Европы, рассчитанной до 2010 года.

        Участие России в этом процессе чрезвычайно важно. На мой взгляд, столь желанное сближение России с Европой в первую очередь возможно именно в образовании и через образование. Вспомним, что российское образование по своим корням является европейским, а по сути - наиболее восприимчивой для передовых идей и опыта сферой.

        С другой стороны, в обозримой перспективе не следует ожидать проявлений объединения России с Европой в экономической и политической областях (я имею в виду вступление в Европейский союз и его политические структуры). Если и возможно наше "вхождение" в Европу, так это "со стороны образования". Это единственная сфера, где возможно достижение реальных результатов. Образование станет тем самым мостом, который обеспечит естественные шаги дальнейшего сближения с Европой и другими высокоразвитыми странами как в экономике, так и в политике, что позволит четко зафиксировать вектор долгосрочного цивилизационного развития нашей страны.

        Конечно же, без серьезных усилий с нашей стороны, выполняемых в рамках хорошо продуманной программы, не обойтись. Кое-что в этом направлении уже сделано. Россия недавно стала участником конвенции о признании документов об образовании стран Европейского региона, у нас успешно развивается двухуровневая структура высшего образования. Но необходимы дальнейшие шаги, связанные с завершением структурной перестройки. В этом плане переход на 12-летнее школьное образование с профильной подготовкой в завершающих классах является одним из наиболее серьезных шагов. По понятным причинам не все в России сегодня позитивно относятся к такому нововведению: требуются немалые дополнительные средства, предстоит выполнение огромной по масштабам работы по изменению учебного процесса и учебно-методической базы.

        Но этот рубеж надо преодолеть. Дело в том, что структура школы с обязательным 9-10- летним общим образованием и предвузовской подготовкой на завершающем этапе сформировалась в Европе и США, и затем была принята в остальных странах мира. Она выработана долгим опытом развития школьного образования и в наибольшей мере отвечает требованиям формирования человеческого капитала. Мы слишком задержались на стадии дискуссий по этому вопросу.

        Многое предстоит сделать и в высшей школе. Необходимо завершить конституирование российского бакалавра, полноценно признаваемого на собственном рынке труда и зарубежными университетами. Эта квалификация должна стать основной для высшего образования. Право на бесплатное обучение в магистратуре сразу же после бакалавриата следует предоставлять только тем, кто продемонстрировал высочайшие академические достижения. Для всех остальных поступление в магистратуру должно мотивироваться в первую очередь результатами практической деятельности, а обучение в ней предоставляться преимущественно на платной основе. Разумно подумать и о сокращении (за счет использования современных учебных технологий) длительности подготовки по целому ряду магистерских программ до 2-3 семестров.

        Кроме того, России неизбежно предстоит активизировать дополнительные формы образования в русле идей пожизненного образования; пересмотреть двухступенчатую структуру квалификаций/степеней. Модернизация среднего профессионального образования должна повысить его статус вплоть до выведения отдельных направлений подготовки на уровень базового высшего и обеспечить более тесную сочетаемость с последующими программами образования. Нужно установить более жесткие стандарты условий осуществления учебного процесса - вплоть до ликвидации и решительной перестройки учебных заведений, им не соответствующих. Следует провести дальнейшую децентрализацию управления высшим образованием и автономизацию вузов, повысить их ответственность и подотчетность. Не обойтись без усиления информационной активности вузов, направленной на потребителей образовательных услуг и рынок труда. Это одновременно будет существенным образом способствовать росту российского экспорта образовательных услуг.

        Конечно же, невозможно включение России в Болонский процесс без одобрения и взаимопонимания со стороны европейского академического сообщества. Чтобы добиться этого, нам также предстоит проделать немалую работу.


>> Наши публикации



Отправить отзыв...