[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]
>> Наши публикации | «Развитие образования в государствах-участниках Болонского процесса» ...

"Высшее образование сегодня", № 8, Москва, 2003г., стр.34-35.


Развитие образования в государствах-участниках Болонского процесса

Геннадий Лукичев, директор ГУ "НИЦ АПМ Минобразования России"

        В нашей стране все больше внимания проявляется к изменениям в образовании европейских стран, осуществляемым в рамках Болонского процесса. Участники этого процесса рассматривают его как историческую возможность для достижения новых высот и превращения образования в мощный фактор экономического развития на длительную перспективу. При этом предполагается, что в первую очередь повысится эффективность самого образования.
        Повышение интереса к данному явлению в нашей стране вызвал за последний период проведение целого ряда семинаров, совещаний и конференций. Одним из итогов таких дискуссий явилось создание в соответствии с Приказом № 101 Министра образования В.М. Филиппова от 17.01.2003 г. Рабочей группы по изучению Болонского процесса. Очевидно, что повышение уровня взаимодействия со стонами Болонского процесса предполагает полную информированность как о сути процесса, так и о состоянии самого субъекта, в рамках которого этот процесс осуществляется.
        Мы предлагаем читателям серию из трех статей, освещающих современное состояние систем образования стран Болонского процесса по ряду основных показателей. Представленные материалы дают возможность специалистам и более широкому кругу читателей глубже понять первопричины европейских реформ, их направленность, вероятные последствия и те задачи, которые встают перед российским образованием на пути к взаимодействию в границах Европейской зоны высшего образования.


Составляющие Болонского процесса

         В самой сжатой форме напомним нашим читателям основные компоненты преобразований, проводимых европейскими странами в соответствии с принципами Болонской декларации.

  1. Переход на образовательные программы, выраженные формулой "3-5-8" (минимально необходимая и достаточная продолжительность подготовки специалистов на всех уровнях). Допускаются отличия в нормативных сроках обучения, устанавливаемых законами каждой страны. Отметим, что тенденция к некоторому сокращению продолжительности подготовки основывается на 12-13-летнем школьном, профилированном в старших классах, образовании.
  2. Развитие механизмов и инструментов обеспечения качества образования. Систематическая "подстройка" образовательных программ под реальные требования рынка труда. Смещение акцента в критериях качества образования с содержания учебных программ на оценку "конечного продукта" образования, т.е. степени готовности выпускников к практической деятельности, их конкурентоспособности.
  3. Повышение ответственности вузов за свою деятельность при одновременном расширении их автономных прав. Достижение нового уровня самостоятельности увязывается с увеличением прозрачности деятельности вузов, и не только для государственных органов, но и для студентов, работодателей, широкой общественности.
  4. Применение системы зачетных единиц (кредитов) позволяющей по-новому строить весь образовательный процесс с целью достижения большей отзывчивости на практические потребности. Создаются возможности для модульного построения учебных планов, их индивидуализации.
  5. Возрастание роли "пожизненного" образования. Развитие двухступенчатой системы университетского образования и "коротких" программ неуниверситетского уровня становится основой для формирования многообразных форм и структур дополнительного образования, непрерывно повышающих квалификацию рабочей силы.
  6. Развитие академической мобильности открывает новые возможности не только для самого образования, но также для формирования европейского рынка труда и единого технологического пространства. Применение современных международных и национальных механизмов осуществления признания зарубежных документов об образовании с учетом всех изменений. Введение европейского Приложения к Диплому.


Понятие "третичное образование"

        Представленные в ниже статистические данные и аналитические материалы составлены на основе докладов Европейской Комиссии по 30 странам Европы. В число стран, охваченных Болонским процессом, не вошли Турция и Хорватия. Данные приводятся на исходный для Болонского процесса 2000 год.
        Статистические данные структурированы по уровням образования в соответствии с Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО (ISCED 1997). Ядром исследования является "третичное образование", включающее ступни 5 и 6 Международной стандартной классификации. Для удобства в проведении дальнейших сопоставлений самими читателями мы приводим пояснение понятия "третичное образование" в приложении к реалиям российского образования.
        Пятая ступень третичного образования подразделяется на уровень 5А и на уровень 5В. Для первого уровня характерны академичность и серьезная теоретическая база в подготовке. Второй - характеризуется преимущественно практической, профессионально ориентированной подготовкой, направленной на непосредственные условия будущей занятости. Шестая ступень третичного образования ведет к получению продвинутых (высших) исследовательских квалификаций.
        В Российской Федерации к образованию уровня 5В следует относить учреждения среднего профессионального образования (за вычетом учащихся, еще не получивших полного общего среднего образования), уровня 5А - вузы. Ступень 6 охватывает подготовку в аспирантуре и докторантуре.
        По нашим подсчетам общая численность учащихся и студентов в третичном образовании России на 01.01.2002 года составила 8 млн. чел.


Основные характеристики развития образования


Условия приема в учебные заведения третичного образования

        Обычным минимальным требованием, предъявляемым при поступлении в учебные заведения европейских стран, является наличие сертификата об общем полном среднем образовании или его эквивалента. Иногда это требование может быть дополнено процедурами отбора отличающимися в зависимости от конкретных целей набора студентов. Однако, считается, что наличие выпускного школьного сертификата у любого заявителя является достаточным основанием для продолжения образования. Школе полностью доверяют в подготовке своих выпускников к дальнейшей студенческой карьере.
        Применение систем отбора кандидатов объясняется превышением их численности количества мест в конкретном институте или общей по стране ограниченностью студенческих мест по определенным направлениям подготовки, количество которых регулируется правительством (numerus clausus system). В свою очередь, ограниченность студенческих мест может быть обусловлена ресурсно-финансовой ситуацией, или необходимостью приведения их количества в соответствие со спросом на рынке труда.
        В различных странах системы отбора применяются по-разному. В Греции, например, правительство ежегодно устанавливает фиксированную численность студенческих мест по всем образовательным программам. В Греции, а также в Испании отборочные экзамены сдают практически все поступающие. В большинстве европейских стран введение ограничений численности приема является прерогативой самих институтов. В Великобритании институты имеют наиболее широкие полномочия в этом аспекте деятельности и проводят самостоятельную политику набора студентов. Выпускник средней школы в этой стране может одновременно подать заявления в шесть институтов. В Бельгии ревностно придерживаются традиции свободного (без отбора) приема в вузы. Исключения введены только для специальностей в сфере прикладных технологий и медицине. Приблизительно такая же ситуация наблюдается в Австрии. В Германии, Нидерландах и Исландии, как правило, вузы имеют решающее слово в определении условий приема. Во Франции, Италии, Нидерландах такие условия устанавливаются министерствами образования.
        Вместе с тем, общее количество принимаемых на обучение в каждой стране определяется правительством централизованно.


Плата за образование

        Финансирование третичного образования в ряде европейских стран осуществляется исключительно из правительственного бюджета. Однако в большинстве из них наряду с получением бюджетного финансирования институты привлекают средства семей студентов. Осуществляется это в различных формах и вариантах.
        В странах Балтии и Румынии студенты, набираемые на места свыше числа финансируемых бюджетом мест, полностью оплачивают расходы на свое образование. В Австрии, Италии Франции, четырех землях Германии и Литве студенты делают два вида оплаты: институтам в виде регистрационных взносов или платы за учебу, другим организациям. Последний вид выплаты сильно отличается от страны к стране: плата за медицинское обслуживание (Франция), взнос в бюджет региональных органов содействия студентам (Италия), членские взносы в студенческие организации (Австрия и Исландия). В Финляндии, Швеции, Норвегии, на Кипре и в остальных землях Германии студенты обязаны оплатить взносы или студенческим организациям, или организациям, предоставляющим услуги, такие как: наём жилья, студенческое питание, культурные программы. В Дании, Греции, Люксембурге, Чехии, Венгрии и Польше студенты не делают обязательных выплат при поступлении и во время обучения. Но при этом следует отметить, что в последних трех странах это положение распространяется только на студентов дневных отделений государственных вузов.


Численность студентов

        В 30 странах Европы в 2000 году обучалось 16,5 миллионов студентов, из них более 78% - в странах Европейского Союза. Средний показатель доли студентов третичного образования в составе всей учащейся молодежи для этих стран составил 15%.
        Наибольшая доля студентов в составе всей учащейся молодежи отмечается в Греции, Испании и Финляндии - 21%, самая низкая характерна для Румынии - 10%.
        Самыми мощными системами третичного образования обладают Великобритания, Германия и Франция с численностью, несколько превышающей 2 мил. человек, и приблизительно одинаковыми пропорциями представительства студентов в учащейся молодежи, соответственно: 13%, 12% и 14%. Далее располагаются Испания и Италия с контингентом студентов примерно 1,8 мил. человек, но более высокими пропорциями представительства студентов в составе всех учащихся, соответственно 21% и 17 %.
        Численность студентов в странах ЕС за четверть века выросла более, чем в два раза и составила в 2000 г. 12,6 млн. При этом в Греции, Испании, Ирландии, Финляндии и Португалии она даже утроилась. Самый низкий рост численности студентов наблюдался в Германии - 50%.
        С середины 90-х гг. численность студентов в Германии и Франции даже несколько сократилась, а в Бельгии, Голландии и Италии прекратилось ее увеличение.


Поло-возрастной состав учащихся

        В странах ЕС в 2000 году более 75 % молодых людей соответствующего возраста успешно завершили полное среднее образование. В результате 70% представителей возрастной группы 25-34 года имели, по крайней мере, полное средне образование. Предшествующее им поколение (возрастная группа 55-64 года) имеет такой показатель на уровне 50%.
        Безработица среди обладателей полного среднего образования в два раза ниже, чем среди молодых людей, получивших неполное среднее образование. Еще выгоднее на рынке труда позиция у выпускников школ с профессиональной подготовкой. Поэтому практически во всех странах образовательные системы предоставляют наряду с фундаментальной общеобразовательной подготовкой возможность получить на завершающем этапе среднего образования профилированную подготовку. Общий баланс количества учащихся среднего образования несколько смещен в пользу школ с начальной профессиональной подготовкой.
        За последнюю четверть века изменился поло-возрастной состав студентов. Представительницы женского пола в общей численности учащихся третичного образования рассматриваемых стран из категории меньшинства плавно перешли в категорию большинства. Исключением являются только Германия и Чехия. Напротив, в Дании, Италии, Венгрии, Норвегии и в большинстве стран-кандидатов в ЕС женская часть студенчества на 25% и более превышает мужскую.
        Средний возраст студентов третичного образования составляет 22 года и ранжируется от страны к стране в пределах 20 - 25 лет. В Бельгии, Греции, Ирландии, на Кипре, в Литве, Венгрии, Польше, Словении и Словакии более 85% студентов моложе 25 лет. За последние десятилетия в странах Северной Европы, Германии и Австрии появилась значительная часть студенчества в возрасте, старше типичного для Европы: более 15% представлено возрастной группой от 30 лет и старше. Среди основных причин такого "возмужания" студентов называются: во-первых, превышение нормативных сроков обучения значительной частью студентов, во-вторых, большой продолжительностью программ как предшествующего среднего (до 13-14 лет), так и третичного образования. Трудности различного порядка, прежде всего финансовые, не позволяют части студентов успешно преодолеть рубежи непрерывного 5-6 летнего образования и вынуждают их покидать стены учебных заведений в поисках работы, а потом вновь возвращаться к учебе.
        Ожидается, что введение новых национальных структур образования, позволяющих присваивать признаваемые рынком труда профессиональные квалификации после 3 лет обучения, приведет к сокращению общей продолжительности "студенческой карьеры".


Распределение численности по основным направлениям подготовки

        Наибольшее количество (более 1/3) студентов обучаются по следующим направлениям подготовки: социальные науки, бизнес и право. Еще примерно 1/3 студентов обучается по направлениям подготовки: науки и математика, компьютерные науки, инженерное дело, промышленные технологии и строительство. Наивысшие показатели количества учащихся по направлениям науки и технологии (15%) сохраняются во Франции, Великобритании, Ирландии и Чехии. Напротив, в таких странах как Бельгия, Дания, Нидерланды, Португалия и большинстве стран-кандидатов этот показатель составляет 7-8%.
        Примерно четверть европейских студентов обучается на программах, относящимся к двум укрупненным группам направлений подготовки: "науки, математика и компьютерные науки" и "инженерное дело, промышленные технологии и строительство". Характерно, что в ведущих странах (Великобритания, Германия, Италия, Франция) этот показатель несколько выше среднего. А в Финляндии, Ирландии и Чехии он даже превышает 30 %. В большинстве стран этот показатель варьирует от 11% до 20%.
        Представительницы женского пола доминируют среди студентов по направлениям подготовки "образование", "гуманитарные науки и искусство" и "здравоохранение", составляя соответственно 74%, 66% и 72%. Напротив, на программах "инженерное дело", "промышленные технологии" и "строительство" в странах ЕС девушки составляют 22%. В странах-кандидатах этот показатель на 2-3 пункта выше. На программах по направлениям подготовки "науки, математика и компьютерные науки" в станах ЕС девушки составляют в среднем 38% и около 40% - в остальных странах. Примерно равное представительство учащихся женского и мужского пола зафиксировано на программах по направлениям подготовки: "сфера услуг", "сельское хозяйство и ветеринария" "социальные науки, бизнес и правоведение", соответственно: 50%, 47% и 56% девушек.
        В 2000 году численность девушек в составе выпускников третичного образования превышала численность представителей мужского пола во всех странах Европы, за исключением Австрии. В Португалии, Исландии, Болгарии, на Кипре, в Латвии, Литве и Польше на 7 выпускниц приходилось 4 выпускника. Примерно равное представительство обоих полов среди выпускников было зафиксировано в Австрии, Германии и Румынии. В остальных странах это соотношение варьирует в этих крайних пределах.


Структура выпускников по основным направлениям подготовки

        В 2000 году образовательные программы по направлениям «социальные науки, бизнес и право» обеспечили 1/3 от общего объема выпускников. В таких странах как: Люксембург, Болгария, Эстония, Кипр, Латвия, Польша, Румыния и Словения этот показатель даже превысил 40%.
         14% выпускников получили квалификации в области инженерных наук, промышленных технологий и строительства. Еще 13% специалистов было подготовлено в области здравоохранения и социального обеспечения. Однако для Дании, Германии и Швеции этот показатель был существенно выше, соответственно: 29%, 26% и 21%.
        Наименьшим показателем выпускников характеризовались направления подготовки по сельскохозяйственным наукам и ветеринарии -2%.
        По таким направлениям подготовки, как: «образование», «гуманитарные науки и искусство», «социальные науки, бизнес и право», а также «здравоохранение и социальное обеспечение» представительницы женского пола доминировали и составили соответственно 76%, 69%, 59% и 74% от всей численности выпускников.
        Напротив, мужчины доминировали среди выпускников факультетов инженерного дела, строительства, и промышленных технологий (78%), а также факультетов, осуществляющих подготовку по направлениям "науки, математика, и компьютерные науки" (58%). При этом в ряде стан-кандидатов в ЕС женское представительство по последней группе направлений подготовки доминировало в составе выпускников, а в Болгарии, Польше и Румынии даже достигало 2/3 от общей численности. В странах ЕС эта пропорция немного превышала 40%.
        Почти поровну были разделены дипломы/квалификации между выпускниками мужского и женского пола по направлению подготовки «услуги».


Доля квалифицированных/дипломированных специалистов

        Квалифицированные/дипломированные специалисты составляют в среднем 23% от населения европейских стран в возрасте от 30 до 34 лет. В Бельгии, Дании, Швеции и на Кипре они составляют примерно 1/3 этой возрастной группы. В то же время в Португалии, Польше, Румынии и Словакии - только 10%. В Италии -12%. В остальных ведущих странах континента этот показатель выше среднего: в Великобритании -29 %, в Германии - 26%, во Франции - 27,5%.
        В целом уровень образованности населения стран ЕС выше, чем в среднем на континенте. Так 23% населения стран ЕС в возрасте от 35 до 39 лет получило какую-то разновидность третичного образования. Население в возрасте 55-59 лет имеет этот показатель на уровне 16%. Интересно отметить, что в половине стран-кандидатов доля получивших третичное образование в возрастной группе 30-34 года ниже, чем в возрастной группе 35-39 лет. Это свидетельствует о сокращении численности студентов в перовой половине 90-х годов.


Академическая мобильность

        В 2000 году 2,3% от всей численности студентов ЕС продолжало свое образование в других странах континента. В университетском секторе мобильность составила 5%. В рамках Болонского процесса осуществляются меры по стимулированию дальнейшего роста академической мобильности по всем направлениям подготовки. В частности, в странах ЕС программы подготовки педагогов предусматривают обязательное обучение в течение одного семестра в другой европейской стране. Цель: получение основательных языковых знаний и достижение лучшего взаимопонимания между молодежью различных стран, форматирование общеевропейского рынка труда. Адаптация учебных курсов, взаимное признание результатов промежуточных экзаменов и всех видов дипломов/квалификаций, а также ряд других мер призваны стимулировать передвижение студентов через границы. Переход всеми европейскими странами на сопоставимые структуры высшего образования, принятие ими системы переводных учебных кредитов (зачетных единиц) усилят эти тенденции.




>> Наши публикации



[an error occurred while processing this directive]