[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]
>> Наши публикации | «Болонский процесс: Движение к созданию образования новой эпохи» ...


Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования.

 №1/2. РУДН. 2005. стр. 16-23


 БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: ДВИЖЕНИЕ К СОЗДАНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОЙ ЭПОХИ
  

Г.А. ЛУКИЧЕВ

Федеральное государственное учреждение «Национальный информационный центр по академическому признанию и мобильности

Ул. Миклухо-Маклая, 6,117198  Москва, Россия

 

В статье рассматриваются современная ситуация и долгосрочные перспективы в осуществлении реформ высшего образования в странах Европейского Союза, являющихся партнерами Российской Федерации по Болонскому процессу. [Аннотация ]

 

Болонский процесс - это первый масштабный совместный проект ЕС и России, выполняемый по общеевропейским правилам. При этом каждая из сторон ожидает в случае успеха на этом направлении дальнейшего углубления сотрудничества с партнером не только в сфере образования. Действительно у этого проекта есть все шансы стать основой для применения опыта сотрудничества нового качества в других важнейших областях: в научных исследованиях, промышленности и экономике, в политическом и общественном партнерстве. Европейское пространство высшего образования может стать прочным мостом для интеграции в рамках Большой Европы, с участием России.

Россия подключилась к Болонскому процессу на четыре года позже группы стран, его инициировавших. Европейцы за эти годы проделали большую работу по осмыслению путей, а также по отработке методов и механизмов осуществления реформ в образовании. Не мало сделано и в практическом плане. При этом наши европейские партнеры не удовлетворены достигнутым, считая, что экономические и социальные реалии диктуют необходимость ускорения проводимых реформ. На этом пути России и другим европейским странам приходится решать общие или близкие по своему характеру проблемы, что позволяет плодотворно использовать накопленный совместный опыт.

Сегодняшняя объединенная Европа является солидным и весьма перспективным партнером. Европейский Союз производит 40% мирового экспорта и 1/3 продукции высоких технологий. Примерно в этом же диапазоне оценивается доля вклада европейцев в мировое «производство» новых знаний. Европейский Союз намерен неуклонно продвигаться по пути инновационного прогресса. Адекватность развития образования современным задачам и требованиям рассматривается как важнейшая предпосылка достижения экономических, социальных и природоохранных целей.   Высшее образование  позиционируется как сердцевина нового европейского общества, основанного на знаниях. Именно поэтому европейцы полны решимости неуклонно следовать принципам Болонской декларации.

В рамках стратегии Европейского Союза, нацеленной на создание самой конкурентоспособной, динамичной и наукоемкой экономики, предусматривается достижение к 2010 году образцового по мировым стандартам развития образования. Для этого были сформулированы три приоритетные задачи:

1. Сфокусировать реформы и инвестиции на ключевых направлениях созидания общества, базирующегося на знаниях. Инвестиции в человеческие ресурсы должны становиться все более эффективными. Высокий уровень государственных инвестиций должен сохраняться. Принимаются меры по достижению  существенного роста частных инвестиций, особенно в высшее образование, обучение для взрослых и профессиональное обучение в течение жизни .

Сегодня в народном хозяйстве ЕС работает меньшее, чем в США и Японии количество специалистов, имеющих высшее образование. В среднем на возрастную группу 25-64 года приходится 23% мужчин и 20% женщин, являющихся выпускниками вузов. В Японии эти показатели составляют 36% и 32%. В США примерно равная доля мужчин и женщин обладает высшей квалификацией – 37%. В 2000 г. общий объем государственных инвестиций на нужды образования в ЕС составил 4.9% от ВВП. Это почти столько же, сколько и в США (5%), и значительно больше, чем в Японии (3.6%). Однако частные инвестиции в США были в четыре, а в Японии в два раза выше, чем в ЕС: соответственно 2.2%, 1.2% и 0.6% от ВВП. Кроме того, расходы на одного студента в США в 3-5 раз  превышают европейские показатели. Для преодоления этого разрыва европейцы предусматривают повысить долю инвестиций в образование до 6% ВВП, а в науку и технологии с менее чем до 1.9%  и 3% ВВП соответственно.

2. Сделать обучение в течение жизни реальностью для всех. Главной целью является предоставление населению всех возрастов равных возможностей для высококачественного обучения. Образовательные системы служат ключевым звеном в осуществлении такой концепции. Европейская Комиссия призвала предпринять необходимые меры по трансформации систем образования и профессиональной подготовки таким образом, чтобы исчезли барьеры между формальными и неформальными видами обучения. Такая стратегия осуществима только при соблюдении двух обязательных  условий: создание механизмов признания всех предшествующих видов и периодов обучения; наличие благоприятной среды обучения, открытой и доступной для каждого гражданина. Институт обучения в течение жизни рассматривается как необходимая предпосылка достижения индивидуального успеха и общественного благосостояния в целом.

3. Создать  единое пространство образования и профессиональной подготовки.  Разрабатывается европейский формат образования и подготовки, базирующийся на национальных структурах дипломов/квалификаций. Такой формат позволит добиться общих квалификационных и компетентностных параметров, существенно облегчающих решение проблем признания и мобильности их обладателей. Облегчение процедур признания вплоть до перехода к автоматическому признанию дипломов/квалификаций является важнейшей предпосылкой формирования общего рынка труда и института европейского гражданства.

Отмечается, что решение последней приоритетной задачи осуществляется недостаточными темпами. Мобильность студентов обеспечивается главным образом программой ЭРАЗМУС. Она позволяет ежегодно вовлекать 120 тыс. новых студентов (менее 1% от общего состава). Общая численность «мобильных» студентов в Европе едва достигает 1 млн. Еще менее впечатляют достижения мобильности преподавателей вузов и учителей по программе «Леонардо да Винчи». В 2002 г. было профинансировано 40 тыс. работников вузов и 55 тыс. учителей. Преградами для мобильности выступают правовые отличия в странах ЕС и административные барьеры: в налогообложении и социальном страховании, в признании дипломов и квалификаций для академических и профессиональных целей. Кроме того, программы мобильности недостаточно обеспечены финансовыми и организационными ресурсами.

Европейской комиссией в  2003 г. была принята пятилетняя (2004-2008 гг.) программа «Эразмус мyндус» с бюджетом 230 млн. евро, направленной на предоставление больших возможностей студентам других стран для обучения в европейских университетах. Эта программа призвана хотя бы частично компенсировать продолжающуюся «утечку умов» из Европы посредством привлечения талантливой зарубежной молодежи. Опросы показывают, что 71% европейцев, защитивших докторские диссертации в США, не планируют возвращаться в Европу. Низкий экономический рост последних лет и устойчивая безработица в государствах – членах ЕС закрепляют эту тенденцию.

       Особую озабоченность вызывает сфера исследований и технологий. Европейские страны привлекают меньше талантов в исследования и технологические разработки, чем конкуренты. Сегодня европейских студентов, которые учатся в США, вдвое больше, чем американских студентов, учащихся в Европе. Американские граждане предпочитают завершать свое образование в американских университетах, обычно на продвинутых уровнях подготовки, или непосредственно в исследовательских и технологических центрах. Они предпочитают учиться в Европе на начальных этапах обучения, в течение сравнительно коротких периодов и преимущественно по гуманитарным и социальным направлениям. ЕС «производит» докторов наук больше, чем США и Япония: 25.7%, 21.9% и 17.2% соответственно (от общего состава выпускников университетов). Но численность работающих исследователей в ЕС в 1999 г. была значительно ниже, чем в этих странах: всего 5.4 исследователя на 1000 работников. В США этот показатель достигал 8.7, а в Японии 9.7. Примерно 40% европейских обладателей PhD уходит из науки. Европейский рынок исследований существенно менее развит, чем в США, где ученым предоставляются более выгодные условия работы. И хотя отмечается тенденция к улучшению этой ситуации в Европе, в целом ее нельзя признать удовлетворительной.

Разрыв в показателях инвестиций на нужды исследований и технологического развития между США и Европой не сокращается, сохраняя установившееся соотношение. На 80% причиной тому является низкий уровень частных инвестиций, которые в странах ЕС растут медленнее, чем в США. Если в 15 странах ЕС за период 1995 – 2000 годах они возросли на 50%, то в США – на 130%.

Причинами такого отставания являются сравнительно низкий уровень культуры сотрудничества бизнеса с университетскими исследованиями и, как следствие, слабый «перенос» новых знаний в практическую сферу. Предполагается в этой связи поощрять новые формы взаимодействия бизнеса с исследователями и самими университетами для совместной коммерциализации научных разработок и актуализации образовательных программ. Характерно, что не наблюдается недостатка в новых идеях, предлагаемых университетскими исследователями и лабораториями. Напротив, низкая активность бизнеса в практическом применении новых технологических идей является причиной недостаточной эффективности сотрудничества образования и бизнеса.

Система обучения в течение жизни в ЕС по современным критериям развита недостаточно. По некоторым оценкам,  в США в процесс обучения в течение жизни вовлечено не менее 40% работающего населения. В ЕС ставится задача в ближайшие годы повысить охват взрослого населения таким обучением с 8.5 % в 2002 г. до 12.5% в странах-старожилах и до  5% в странах-новичках.

Косвенным образом развитие Болонского процесса вызывает изменения требований к школьному образованию. Каждый выпускник школы непременно должен обладать пакетом ключевых компетенций. В него входят: владение родным и иностранными языками, математическая грамотность, базовые знания наук и технологий, компьютерная грамотность и умение применять интернет-технологии, компетенции для осуществления межличностного и общегражданского общения, предпринимательская и культурная ориентация. Со школьной молодежью все шире проводится работа по индивидуальной ориентации в профессиональном становлении и росте, включая консультации по выбору будущей специальности в соответствии с личными склонностями и соответствующей профилированной подготовки для обучения в вузе.

 

Быстрое и все ускоряющееся устаревание приобретенных знаний ставит перед университетами на первый план задачу переноса акцента в подготовке кадров с преимущественного освоения массированных объемов систематизированных знаний  на привитие культуры саморазвития, на индивидуальные методики наращивания знаний и умений, то есть на инструменты непрерывного пожизненного обучения. Такой акцент вызывает необходимость перехода к модульному построению образовательных программ и ко всемерному обеспечению университетами доступности  модулей и периодов обучения студентам других программ и вузов, включая зарубежные. Вузы решают задачи по созданию системы информации и консультаций для студентов, помогающей получать более точное представление об их учебной карьере  и будущей занятости в терминах модулей и периодов обучения. Это открывает перед каждым студентом реальный простор для созидания собственной индивидуальной программы.  В результате возникает  естественное движение в направлении принципиального изменения национальных образовательных ландшафтов, которое уже через несколько лет станет сутью образовательных реформ: на смену совокупности строго «размежеванных» образовательных учреждений  приходит открытая, гибкая и дружественная к обучающемуся образовательная среда, формируемая многообразием динамичных и конкурирующих образовательных программ. Развитию такой среды очень способствуют расширение применения  телекоммуникационных технологий, а также быстрое развитие корпоративного и других форм неформального обучения.

Модульное построение образовательных программ делает доступным их студентам различных вузов. Это позволяет студентам формировать индивидуальные образовательные программы в соответствии со своими собственным представлениями о месте на рынке труда не только из модулей образовательных программ данного конкретного вуза, но и других вузов. Возникает новый образовательный ресурс: более точно и эффективно используемый в целях получения требуемых данному студенту (обучающемуся) компетенций набор периодов обучения и модулей различных образовательных программ,  в рамках им самим составляемой индивидуальной программы. Новая ситуация принципиально меняет характер обучения и меру ответственности обучающегося за результаты обучения: программы могут быть реализуемыми только при условии их восстребованности и конкурентоспособности (новое качество), а обучающийся в значительной мере несет ответственность за полученные знания и компетенции.

Заглядывая в будущее, европейские эксперты предполагают, что в 2020 году модули образовательных программ других вузов, полученные, в том числе, по Интернету или в результатов краткосрочных посещений других вузов (включая зарубежные), будут присутствовать в программах 3/4 студентов бакалавриата. On-line образовательные программы станут важной частью всей системы образования. В половине стран ЕС такие программы будут доступны в каждом доме Западной и Северной Европы. Они, естественно, будут регистрируемыми и платными.

Похожие тенденции развиваются сегодня в США. Согласно обзору Консорциума Слоана (The Sloan Consortium) в 2004 услугами онлайнового обучения воспользовались, как минимум, 2,3 миллиона человек. Две трети американских колледжей, помимо очной формы обучения, предлагают и дистанционное обучение через Интернет. Причем содержание программ и той, и другой форм обучения мало отличается друг от друга. В результате исследований Управления образования штата Южная Дакота показали, что 42% пользователей онлайновых курсов одного из университетов, являются студенты-очники этого же университета, проживающие в университетском городке.

Претерпевает изменение и сам процесс «подстройки» образовательных программ к нуждам рынка труда. Под воздействием более требовательного отношения со стороны студента и появления у него возможности выбирать нужные для себя части программ различных вузов, фактор конкуренции получает дополнительный импульс. Конкурентная «подстройка» программ становится перманентной, позволяющая одновременно привлекать студентов и в наибольшей степени отвечать сегодняшним потребностям в знаниях и компетенциях. Такая динамичная и открытая модель образовательного пространства станет основой постиндустриальных экономик, основанных на знаниях. Она то и формируется сегодня в горниле Болонского процесса.

Уже сегодня непосредственным результатом привития культуры саморазвития становится качественно новый продукт образования: хорошо обучающийся профессионал, нацеленный на приобретение новых знаний и умений на протяжении своей карьеры через формальные [1], неформальные [2] и информальные [3] формы обучения. Дружественная образовательная среда и новая культура образования способствуют достижению самодостаточности личности в «обществе знаний», открывают индивиду возможности для успешного решения стоящих перед ним профессиональных и жизненных задач,  предоставляют долгосрочный простор для повышения качества индивидуальных компетенций, обеспечивают  устойчивый рост экономики знаний.

Уже сегодня в целях более эффективного позиционирования выпускника вуза на рынке труда появляются новые формы взаимодействия бизнеса и университетов. Так, например, в Великобритании ежегодно публикуется «Заявление о требованиях к квалификациям высшего образования». Такой документ совместно разрабатывается академическим сообществом, представителями работодателей и профессиональных организаций, а также соответствующих правительственных структур. В них в максимальной степени учитываются изменения требований рынка труда. С 2001 года работают Секторальные советы, определяющие требования к масштабам и качеству профессиональной подготовке в соответствии с реальными потребностями различных секторов занятости.  В их задачи входит:

Советы становиться площадкой по участию работодателей в разработке учебных планов, в обеспечении вузов местами проведения практик, по развитию взаимного обмена персоналом между компаниями и университетами.  Аналогичные процессы зарождаются в других странах.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1.      Образовательные программы, относящиеся к системе образования той или иной страны, выполняемые по четко установленному регламенту и ведущие к получению документа об образовании, предоставляющего определенную совокупность прав.

2.      Обучающие программы или другие варианты спланированной и структурированной обучающей деятельности, не относящиеся к системе образования той или иной страны, но обеспечивающие приращение знаний и компетенций в конкретных областях деятельности. Не ведут к присуждению документов об образовании с фиксированными правами. Часто завершаются выдачей сертификатов, подтверждающих приобретение новых компетенций или их приращение. Могут предлагаться как учебными заведениями, так и компаниями.

3.      Обучение, не имеющее структурированного формата. Носит спонтанный характер. Приобретаемые знания, компетенции и навыки являются результатом повседневного процесса реализации творческого подхода индивида в своей профессиональной деятельности, его общения со средой профессионалов в данной сфере, индивидуального поиска новых знаний  по конкретным аспектам профессии. Часто понимается как самообразование.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.      Болонский процесс//Большая Российская Энциклопедия. «БРЭ», М., 2005 . Т.3.

2.      Американские студенты предпочитают онлайновые лекции. The Sloan Consortium// Inrenet: http://www.cnews.ru/newsline/index.shtml?2006/01/18/194564

3.      Education and Training 2010. The Success of the Lisbon strategy Hinges on Urgent Reforms Joint Interim report of the Council and the Commission on the implementation of the detailed work program on the follow up of the objectives of education and training systems in Europe// Council of the European Union,  Brusseles, 3 March 2004 EDUC 43.

4.      Commission Communication «Investing efficiently in education and training: an imperative for Europe». COM (2002) 779 of January 2003 (doc. 5269/03)

5.      Communication from the Commission. The New Generation of Community Education and Training Programmers after 2006 //Commission of the European Communities. Brussels, 9.3.2004. COM (2004) 156 final.

6.      Towards a European Research Area - Science, Technology and Innovation - Key Figures 2003-2004 // Luxembourg: Office for Publications of the European Communities. 2003 — 96 pp.ISBN 92-894-5814-3, ISSN 1725-3152

7.      Peter VIOLA. Weakening growth in investment and increasing brain drain: two major threats to the European knowledge-based economy// News Alert. Brussels, 25 November 2003.

8.      The European higher education and research landscape 2020// University of Twente. The Netherlands. Center for Higher Education Policy Studies. 2004. P.65.

9.      Skills and People. Lambert Review of Business-University Collaboration. Final Report. December 2003// Internet: www.lambertreview.org.uk

10.           The Future of Higher education. Presented to Parliament by the Secretary of State for Education and Skills by Command of Her Majesty// January 2003. The Licensing Division, HMSO, St Clement House, 2-16 Collegiate, Norwich, NR3 1BQ.

 

BOLOGNA PROGRESS: MOVEMENT TOWARDS  EDUCATION OF NEW ERA

GENNADY A. LUKICHEV

 

National Information Center on Academic Recognition and Mobility

Ministry of Education and Science of the Russian Federation

6 Mikluho-Maklaya str. 6, Peoples' Friendship University of Russia, 117198 Moscow, Russia

The article treats actual developments and prospects of Higher Education reforms in  EU  countries – partners of Russia in the Bologna process.

 

 


>> Наши публикации



[an error occurred while processing this directive]